Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > РБК: Трутнев призвал Путина пустить иностранцев на арктический шельф

РБК: Трутнев призвал Путина пустить иностранцев на арктический шельф

В письме президенту вице-премьер, по данным источников издания, утверждает, что госкомпании, допущенные к шельфу, срывают сроки бурения скважин из-за отсутствия конкуренции

Вице-премьер по развитию Дальнего Востока и Арктики Юрий Трутнев направил президенту России предложение привлечь иностранцев и частные компании на арктический шельф, чтобы не срывались сроки его освоения. Как сообщает РБК, в письме говорится, что госкомпании, допущенные к шельфу, срывают сроки бурения скважин из-за отсутствия конкуренции.

Юрий Трутнев предупредил Владимира Путина, что арктический шельф сейчас «не работает на экономическое развитие России». По его данным, с 2012 года, когда право на доступ к шельфу получили только «Газпром» и «Роснефть», правительство выдало им 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, обязав пробурить 86 скважин за 20 лет. Но за 7,5 года освоения Арктики пробурили всего пять скважин.

Запрета на участие иностранных компаний в освоении шельфа нет, зато есть санкции со стороны США на поставку ключевого оборудования, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев: 

«Все технологии, связанные с работой на шельфе, завязаны на плавучей или базирующейся на дне платформе. США, страны Организации экономического сотрудничества и развития, ввели санкции против того, чтобы нам эти платформы предоставлять на любых условиях, в том числе в аренду и продавать. Иностранных компаний, желающих работать на нашем шельфе, очень много, но все попытки начать работу сталкиваются с очень жестким противодействием со стороны США. Когда пришел Трамп, была надежда на то, что он даст возможность заработать американским и международным компаниям на российском шельфе, но ничего не вышло. Попытка Eni совместно с «Роснефтью» пробурить скважину на шельфе Черного моря окончилась абсолютной неудачей. США пригрозили очень серьезными санкциями компании, которая предоставила платформы для бурения. Дело вовсе не в том, что мы кому-то запрещаем работать на нашем шельфе, а в том, что эту работу блокируют США».

Выход — производить собственные плавучие платформы, но до сих пор все попытки сделать их в России заканчивались неудачей, отмечает Рустам Танкаев. На налаживание производства необходимо как минимум пять лет и внушительные финансовые вливания со стороны государства.

Вице-премьер Юрий Трутнев считает, что заманить иностранные компании на российский шельф можно льготными условиями — по так называемой норвежской модели: у местной госкомпании остается 30-процентная доля в проекте, остальное получают частные компании и иностранцы. Но эта модель крайне невыгодна для России, поскольку означает потерю контроля над шельфом, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Есть определенные сложности. Это и конъюнктурные, и санкционные проблемы, и, если говорить об иностранном капитале, иностранных компаниях, введение против нас санкций. Альянсы же были, на них возлагались большие надежды, иностранцев никто не выгонял — пожалуйста, работайте. Вопрос доли. Если принимать во внимание норвежскую модель, которую сейчас предлагает Юрий Трутнев, по сути, это утрата контроля. Логическое объяснение, что это все-таки стратегическая зона. Модель, которая существует, когда иностранцы участвуют 33 процентами и контроль остается за госкомпанией, в принципе, работает, но не работает по причине отсутствия интересантов в данный момент».

Вице-премьер Юрий Трутнев давно выступает за более активное развитие шельфа Арктики. В марте 2019 года он сказал в интервью «Интерфаксу», что, если не начать разрабатывать месторождения на шельфе в ближайшие годы, эти запасы перестанут быть востребованы во время жизни следующих двух поколений.

По словам Трутнева, сейчас «Роснефть», «Газпром» и его «дочка» «Газпром нефть» обладают исключительным правом работы на шельфе Арктики и поэтому не заинтересованы форсировать его разработку. Обе компании обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно. Упущенную выгоду от медленного развития проектов на российском шельфе эксперты оценивают в 18 трлн рублей. 

Источник: BFM.RU, 19.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики