Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мощный резерв: зачем нужна оптимизация энерготарифов

Мощный резерв: зачем нужна оптимизация энерготарифов

Стоимость передачи электричества по сетям для бизнеса может снизиться на 6%

Дифференциация тарифов на передачу электроэнергии по магистральным сетям и введение платы за резерв сетевой мощности не создаст серьезной нагрузки на бизнес. Более того, реализация этих двух инициатив Минэнерго в итоге приведет к снижению цен, заявили «Известиям» в ведомстве и компании «Россети». В Минэкономразвития, однако, сочли, что ежегодные расходы предприятий только на оплату резерва могут составить от 44 млрд до 79 млрд рублей. Эксперты, впрочем, полагают, что предложенные меры позволят более эффективно использовать существующие электрические сети и равномерно распределить социальную нагрузку на компании.

Невыгодный запас

Минэкономразвития в начале августа представило первому вице-премьеру Антону Силуанову собственный анализ возможных последствий внедрения двух инициатив, ранее предложенных Минэнерго. В документе, с которым ознакомились «Известия», идет речь о дифференциации тарифов на передачу электроэнергии по магистральным сетям ФСК, а также о введении оплаты резерва мощности. По оценке Минэка, нововведения существенно увеличат нагрузку на бизнес.

«Россети» не согласны с подобной оценкой, заявили «Известиям» в компании. Там полагают, что инициативы позволят снизить цены на услуги по передаче электроэнергии для всех потребителей, и лишь те из них, кто неэффективно использует максимальную мощность, будут платить за резерв, но — в разы меньше, чем насчитали в Минэкономразвития. При этом предприятия заранее предупредят об объемах неиспользуемой сетевой мощности.

В «Россетях» пояснили, что в первый год введения новых правил общая плата за резерв для бизнеса составит не более 35,8 млрд рублей. При этом в зависимости от вида производства средние годовые затраты увеличатся на 2–10%. Черная металлургия может дополнительно заплатить максимум 4% (1 млрд рублей), цветная –– 2% (0,4 млрд рублей), РЖД –– 7% (2 млрд рублей), газопроводный транспорт –– 5% (0,6 млрд рублей).

–– Расчет выполнен при условии, что потребители не будут отказываться от неиспользуемой максимальной мощности и эта сумма является предельной. Однако у любой компании и организации есть возможность отказаться от излишней максимальной мощности, тогда автоматически исчезнет и необходимость за нее платить, –– пояснили в «Россетях».

В компании также отметили, что плата за объемы резервируемой максимальной мощности учитывается при тарифном регулировании. Так, средства, полученные сетевыми организациями в период с 1 января 2020 года до 31 декабря 2021-го, будут исключены из необходимой валовой выручки (НВВ) на следующие два года (2022–2023). Поскольку на основе НВВ определяется размер тарифов, ее уменьшение приведет к снижению стоимости услуги по передаче электроэнергии.

Введение платы за резерв было предложено Минэнерго с целью более эффективного использования существующих энергетических мощностей. В ведомстве «Известиям» пояснили, что по действующим нормам услуги по передаче электричества оплачиваются, исходя из фактически потребленного объема. Такой подход не стимулирует потребителей к оптимальному использованию мощности, заказываемой при технологическом присоединении.

–– С 2011 по 2018 год «Россети» по заявкам потребителей построили сетевую инфраструктуру для максимальной мощности в 88 ГВт, при этом фактическая потребляемая мощность приросла лишь на 8 ГВт. Таким образом, 90% построенных по заявкам потребителей мощностей не используется, –– сообщили в Минэнерго.

В ведомстве подчеркнули, что плату предполагается вводить поэтапно. В первый год будет оплачиваться лишь 5% резерва, или 3,4 ГВт. Далее эта доля будет увеличиваться и через четыре года составит 60%. В Минэнерго отметили, что в течение переходного периода потребитель сможет понять, нужна ли ему зарезервированная мощность или от нее проще отказаться в пользу других. Такой подход уже поддержан в правительстве премьер-министром Дмитрием Медведевым и вице-премьером Дмитрием Козаком, напомнили в ведомстве.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин пояснил «Известиям», что в первую очередь во введении оплаты резерва сетевых мощностей нуждаются регионы, которые испытывают их дефицит. К таким относятся Москва, Московская область, Санкт-Петербург и другие города с населением больше 1 млн человек.

–– В этих городах есть потребители, которые готовы подключиться к сети, но нет мощностей. Зато у других мощности не выбираются в полном объеме, –– пояснил он.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков полагает, что введение оплаты резервных мощностей может стать финансовой гарантией для сетевых компаний, которые доставляют потребителям необходимые объемы электроэнергии.

-– Сегодня генерирующие компании подписывают соглашение с правительством о поставке мощности и точно знают, что, если построят электростанцию, им эти инвестиции вернутся. Теперь такие гарантии могут появиться и у сетевых компаний, –– отметил эксперт.

Равные условия

Дифференциация тарифов на передачу электроэнергии по магистральным сетям также в итоге позволит снизить стоимость электроэнергии, уверены в «Россетях».

Дело в том, что с начала 1990-х годов в российской электроэнергетике действует так называемое перекрестное субсидирование. Население платит за потребляемую электроэнергию меньше ее реальной стоимости, а разницу компенсируют промышленные потребители. Это своего рода социальная нагрузка на бизнес, которая раньше была равномерно распределена между различными организациями. Однако, когда в России появились потребители, напрямую подключенные к магистральным сетям ФСК с более низким тарифом, их участие в перекрестном субсидировании завершилось. В итоге вся нагрузка теперь ложится на пользователей распределительных сетей.

В Минэнерго «Известиям» сообщили, что в первом полугодии 2019-го тариф на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, присоединенных к магистральным сетям, был в 3,6 раза ниже ставки для потребителей распределительных сетей высокого напряжения и в 9,5 раза ниже платы для потребителей сетей низкого напряжения.

По оценке «Россетей», дифференциация тарифов ФСК позволит хотя бы частично, в пределах 17%, переложить необходимый объем перекрестного субсидирования на крупных промышленных потребителей. В компании полагают, что это не приведет к росту дополнительной тарифной нагрузки на бизнес, но позволит восстановить социальную справедливость в отношении всех потребителей электроэнергии.

По предварительным расчетам «Россетей», введение дифференцированных тарифов на услуги ФСК позволит в перспективе уменьшить «котловые» (единые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии в среднем на 6%.

Сергей Пикин поясняет, что серьезнее всего снизятся тарифы в регионах Сибири, где работают крупнейшие металлургические предприятия, они же и главные потребители электроэнергии.

В Минэнерго отметили, что их расчеты также показывают перспективу снижения «котловых» тарифов — на 2,5% к 2025 году.

–– При этом по отдельным субъектам Российской Федерации, где имеются значительный объем перекрестного субсидирования и высокая доля прямых потребителей единой национальной электрической сети (ЕНЭС), ожидается более существенное снижение единых тарифов, –– сообщили в Минэнерго.

В Белгородской области оно может составить 11,2%, в Красноярском крае –– 19,1%, Кемеровской области –– 6,2%, Челябинской –– 5,5%, Волгоградской –– 4,5%, добавили в ведомстве. 

Автор: Михаил Калмацкий

Источник: Известия, 22.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики