Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Минск нашли комплексное решение проблемы "грязной нефти"

Москва и Минск нашли комплексное решение проблемы "грязной нефти"

Предложение Белоруссии о создании станции контроля качества нефти в своей части нефтепровода «Дружба» Россия обязательно дополнит собственными инициативами. Проблему «грязной нефти» позволит решить только комплексное решение Москвы и Минска, уверен эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Решение проблемы "грязной нефти"

Представители компании «Гомельтранснефть Дружба» выступили с предложением создать к 2021 году новую точку контроля количества и качества нефти на восточной границе Белоруссии. Ситуация с поступлением из России загрязненной хлорорганикой нефти в апреле текущего года внесла некоторые коррективы в подходы по обеспечению безопасного и надежного функционирования белорусской части нефтепровода «Дружба», заявил главный инженер компании Андрей Вериго.

«Одной станции контроля на белорусской части трубы недостаточно, нужно комплексное решение. Как выяснилось, на нашей стороне тоже есть определенные сложности в этом вопросе. Ранее уже звучало предложение со стороны «Транснефти» по передаче ей в операционное управление всех пунктов приема-сдачи нефти на территории России. Сегодня же значительная часть таких пунктов у нас принадлежит частным компаниям, которые, как показала практика, не всегда качественно следят за соблюдением технологическим регламентов.

Необходимо создать систему дополнительных проверок, стандартов, по которым будут работать лаборатории. Недавно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заверил главу «Транснефти»  Николая Токарева в поддержке предложения компании. В то же время не все представители нефтяной индустрии с восторгом готовы принять новые правила, потому что дополнительная система проверок качества нефти потребует дополнительных денег, и расходы лягут на отрасль.

Но в конечном счете все это делать необходимо, так как авария на «Дружбе» показала, что потерять можно гораздо больше, если вовремя не подстраховаться. Скорее всего, предложение «Транснефти» будет принято и тариф на ее услуги возрастет. В дополнении к белорусским инициативам новый подход к контролю качества позволит минимизировать риски, что положительно скажется на увеличении объемов экспорта нефти, сведя на нет политические и экономические претензии к РФ», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» Станислав Митрахович.

Ключевой причиной проблемы «грязной нефти» в трубопроводе «Дружба» эксперты и ранее назвали несовершенство методов оценки качества нефтепродуктов на всех участках нефтепровода, ведущего из Сибири и Поволжья в западные районы России, в Белоруссию и далее в Европу. 

Механизмы компенсации за поставки "грязной нефти"

Как отмечал профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич, произошедшая ситуация показала, что такой мониторинг должен быть завязан на высококачественную связь и системы искусственного интеллекта. По его словам, чтобы не допустить повторения таких ситуаций, необходимо перестроить автоматический контроль за качеством, химическим составом, вязкостью, температурой и другими показателями нефтепродуктов с учетом современных возможностей.

В свою очередь Белоруссия рассчитывает до конца года договориться с Россией и о компенсации за поступление в республику некондиционной нефти. Как заявили в концерне «Белнефтехим», сейчас компания обсуждает с российской стороной различные механизмы компенсации.

«Разногласие по вопросам компенсации пока сохраняются, потому что до сих пор не согласована сумма, которую нужно выплачивать. Зато согласовано повышение тарифов на транзит через Белоруссию на 3,7%, хотя Минск просил больше. Неофициально заявлялось, что это компенсация за недополученную выручку Белоруссии, за тот объем, который не был прокачен через них, и они не успели экспортировать.

Плюс еще надо компенсировать последствия для заводов, того же Мозырского НПЗ. Какой там ущерб, пока неизвестно. Нам со своей стороны еще предстоит проверить, чтобы белорусская сторона не завышала сумму ущерба. Вероятно, в ближайшие месяцы будет проведена оценка ущерба с привлечением экспертов разных сторон, которые в итоге договорятся.

Недополученную выручку в данном случае считать сложнее, потому что там много экономических показателей. Если по ней Москва и Минск договорились, то и все технологические моменты стороны тоже согласуют, больших проблем здесь ожидать не стоит», - уверен Митрахович.

Ко всему прочему условия поставок нефти, прописанные в контрактах, регулируют не только транзит, но и поставки нефтепродуктов на белорусские НПЗ. Как объяснял нам директор Центр изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, условия поставок предполагают какие-то штрафные и прочие меры, если поставляемая нефть не соответствует качеству, поэтому урегулирование ситуации будет происходить с опорой на контракт. 

Если же у Минска появляются дополнительные претензии, выходящие за рамки договоров, то проблема перетекает на уровень двухсторонних консультаций, что предполагает чуть более сложные подсчеты и решения.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 24.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики