Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Без ужесточения контроля за качеством нефти точно не обойтись»

«Без ужесточения контроля за качеством нефти точно не обойтись»

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

Премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с президентом «Транснефть» Николаем Токаревым поддержал его предложение о передаче в операционное управление пунктов сдачи и приема (ПСП) нефти в трубопроводную систему. Сейчас из 237 узлов компании принадлежат только 85, остальные 152 — нефтяникам и другим структурам. 

Контроль над ПСП, сообщают в «Транснефти», позволит компании решить и вопрос попадания в систему сторонних фракций, в основном, мазута. 

По данным источников "Ъ", резко против идей «Транснефти» выступает «Роснефть», ссылаясь на то, что дополнительный контроль потребует лишних расходов. Никто из ВИНКов больше против инициатив транспортной монополии не выступил. 

По мнению ряда экспертов, права «Транснефти» на контроль ПСП ограничены, чтобы избежать рисков ограничения доступа к услугам монополиста. 

Станислав, по Вашему мнению, поможет ли и в какой степени усилению контроля над качеством нефти, закачиваемой в систему магистральных трубопроводов, передача ПСП в операционное управление «Транснефти»? 

Сам факт и опыт аварии на "Дружбе" показал, что без ужесточения контроля точно не обойтись, как и без дополнительной его централизации. Неясно, кто мог бы это сделать, помимо "Транснефти", с учетом ее специального монопольного статуса. 

- Какие юридические проблемы, проблемы собственности и другие проблемы требуется решить для реализации данного мероприятия? 

Правовая база будет создана, и в ней будут прописаны механизмы заключения и исполнения договоров операционного управления. Исторически властям приходилось решать и более сложные правовые проблемы, взять хотя бы известные кейсы с приватизацией и национализацией предприятий в отрасли в постсоветский период и даже в последние годы, скандалов и проблем там было куда больше. 

- Действительно ли монополизация ПСП и каким образом ущемит интересы нефтяников? 

Нефтяникам-производителям придется заплатить за новую систему контроля, и полагаться на независимые лаборатории не получится, поэтому скепсис со стороны отрасли понятен. Но сам масштаб аварии на "Дружбе" неизбежно заставит власти применять меры, даже если они не очень нравятся производителям. Отход же от централизованной государственной экспертизы, вероятно, возможен будет уже в будущем, на новом витке развития отрасли и госреулирования, новых технологических возможностей дистанционного контроля и проверок и т.д. 

- Почему именно «Роснефть» выступает против передачи ПСП, и насколько обоснованы ее аргументы? 

"Роснефть" наиболее мощный игрок и экономически, и с точки зрения политико-стратегической, отсюда амбиции (и по нефтетранспортной системе, и в целом) и смелость говорить то, что другие не рискуют озвучивать, в том числе и по вопросу разногласий с "Транснефтью". Но с учетом недавней фактической поддержки Н. Токарева Д. Медведевым по вопросу реформы контроля за качеством нефти, вероятно, линия "Транснефти" будет иметь неплохие шансы на реализацию. 

- Прошло четыре месяца с момента загрязнения «Дружбы» нефтью с хлорорганикой. Согласны ли вы с официальной гипотезой о загрязнении «Дружбы» через ПСП под Самарой? 

Вопрос к компетентным органам, соотношение аргументов гипотез про "халатность при воровстве нефти" и про "диверсию" еще стоит проверить. По крайней мере, стоит ответить на вопросы о том, откуда и почему у малых компаний в Самарской области появилось столь большой объем хлорорганических соединений и почему эти соединения в столь больших концентрациях именно в конкретный момент времени оказались в трубе. 

Источник: ИРТТЭК, 26.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики