Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Без ужесточения контроля за качеством нефти точно не обойтись»

«Без ужесточения контроля за качеством нефти точно не обойтись»

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

Премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с президентом «Транснефть» Николаем Токаревым поддержал его предложение о передаче в операционное управление пунктов сдачи и приема (ПСП) нефти в трубопроводную систему. Сейчас из 237 узлов компании принадлежат только 85, остальные 152 — нефтяникам и другим структурам. 

Контроль над ПСП, сообщают в «Транснефти», позволит компании решить и вопрос попадания в систему сторонних фракций, в основном, мазута. 

По данным источников "Ъ", резко против идей «Транснефти» выступает «Роснефть», ссылаясь на то, что дополнительный контроль потребует лишних расходов. Никто из ВИНКов больше против инициатив транспортной монополии не выступил. 

По мнению ряда экспертов, права «Транснефти» на контроль ПСП ограничены, чтобы избежать рисков ограничения доступа к услугам монополиста. 

Станислав, по Вашему мнению, поможет ли и в какой степени усилению контроля над качеством нефти, закачиваемой в систему магистральных трубопроводов, передача ПСП в операционное управление «Транснефти»? 

Сам факт и опыт аварии на "Дружбе" показал, что без ужесточения контроля точно не обойтись, как и без дополнительной его централизации. Неясно, кто мог бы это сделать, помимо "Транснефти", с учетом ее специального монопольного статуса. 

- Какие юридические проблемы, проблемы собственности и другие проблемы требуется решить для реализации данного мероприятия? 

Правовая база будет создана, и в ней будут прописаны механизмы заключения и исполнения договоров операционного управления. Исторически властям приходилось решать и более сложные правовые проблемы, взять хотя бы известные кейсы с приватизацией и национализацией предприятий в отрасли в постсоветский период и даже в последние годы, скандалов и проблем там было куда больше. 

- Действительно ли монополизация ПСП и каким образом ущемит интересы нефтяников? 

Нефтяникам-производителям придется заплатить за новую систему контроля, и полагаться на независимые лаборатории не получится, поэтому скепсис со стороны отрасли понятен. Но сам масштаб аварии на "Дружбе" неизбежно заставит власти применять меры, даже если они не очень нравятся производителям. Отход же от централизованной государственной экспертизы, вероятно, возможен будет уже в будущем, на новом витке развития отрасли и госреулирования, новых технологических возможностей дистанционного контроля и проверок и т.д. 

- Почему именно «Роснефть» выступает против передачи ПСП, и насколько обоснованы ее аргументы? 

"Роснефть" наиболее мощный игрок и экономически, и с точки зрения политико-стратегической, отсюда амбиции (и по нефтетранспортной системе, и в целом) и смелость говорить то, что другие не рискуют озвучивать, в том числе и по вопросу разногласий с "Транснефтью". Но с учетом недавней фактической поддержки Н. Токарева Д. Медведевым по вопросу реформы контроля за качеством нефти, вероятно, линия "Транснефти" будет иметь неплохие шансы на реализацию. 

- Прошло четыре месяца с момента загрязнения «Дружбы» нефтью с хлорорганикой. Согласны ли вы с официальной гипотезой о загрязнении «Дружбы» через ПСП под Самарой? 

Вопрос к компетентным органам, соотношение аргументов гипотез про "халатность при воровстве нефти" и про "диверсию" еще стоит проверить. По крайней мере, стоит ответить на вопросы о том, откуда и почему у малых компаний в Самарской области появилось столь большой объем хлорорганических соединений и почему эти соединения в столь больших концентрациях именно в конкретный момент времени оказались в трубе. 

Источник: ИРТТЭК, 26.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики