Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Литва планомерно проваливает попытки изолировать БелАЭС от Евросоюза

Литва планомерно проваливает попытки изолировать БелАЭС от Евросоюза

Предсказания Литве "ядерной гибели" из-за БелАЭС – это попытки политизировать российско-белорусский проект и сорвать будущие закупки энергии. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Глава партии консерваторов "Союз Отечества-Христианские демократы Литвы" Витаутас Ландсбергис объявил: над Литвой и близлежащими странами нависла опасность катастрофы. Стране якобы грозит "ядерная гибель" из-за строящейся Россией в Белоруссии атомной электростанции. По его словам, Минск и Москву "не волнует безопасность электростанции", потому запуск АЭС принесет непременную гибель его родине.

"Высказывания против БелАЭС – очередные попытки политизировать проект России и Белоруссии, которые регулярно предпринимает Литва, - отмечает специалист. – Корни таких действий – в традиционно плохом отношении Литвы к России. Ряд политических сил в этой стране считают, что покупать энергию с белорусской станции – значит поддерживать российский проект, а этого делать нельзя. Причем даже в убыток себе – когда атомная станция начнет работать, ее электричество будет финансово привлекательно для соседних стран.

Но в Прибалтике давно звучать призывы не просто разорвать любое сотрудничество с РФ в сере энергетики, но и выйти из единого энергокольца с ней – разорвать "БРЭЛ". По сути, Прибалтику внутренние силы подталкивают к политическому решению: заранее исключить из планов и никогда не рассматривать возможность покупки энергии с БелАЭС. Но даже если Литва и решит отказаться от энергии, едва ли к этому придут другие страны-соседи Белоруссии".

Взгляд МАГАТЭ

БелАЭС строят близ города Островец в Гродненской области, в 50 километрах от Вильнюса. Генподрядчик - компания "Атомстройэкспорт", входит в Росатом. Первый энергоблок станции должен войти в эксплуатацию в этом году, второй - в 2020-м. Оба блока в сумме дадут мощность в 2400 МВт. "В РФ и РБ заранее объявляются не даты соблюдения условий стандартов безопасности, а даты загрузки топлива и технического ввода в эксплуатацию. Для них безопасность - не самая важная вещь", - заявил Ландсбергис. 

При этом с 5 августа в Белоруссии начала работу миссия МАГАТЭ по рассмотрению вопросов эксплуатационной безопасности. Целью заявлено подтверждение готовности государственного предприятия "Белорусская АЭС" как эксплуатирующей организации к вводу станции в эксплуатацию и дальнейшей надежной и безопасной эксплуатации энергоблоков". В рамках миссии команда экспертов МАГАТЭ рассмотрит 10 аспектов работы – от технических условий эксплуатации до радиационной защиты.

"Миссии МАГАТЭ неизбежно инспектируют все проекты, которые реализуются в атомной сфере – тем более, на гражданских АЭС, где странам нечего скрывать. Эксперты этой международной организации максимально компетентны – это не общественники от экологических и прочих организаций. Профильные специалисты досконально проверяют каждый аспект хранения станции – от поставок ядерного топлива до вывоза отработанных топливных элементов. Опыт у специалистов огромнейший.

Если бы Белорусской АЭС можно было предъявить хоть что-то в плане безопасности работы, миссия МАГАТЭ об этом обязательно бы заявила. Но говорить не о чем – это новейшая станция, строящаяся по современным технологиям и с учетом всех возможных рисков. БелАЭС явно будет надежнее, чем все другие объекты атомной генерации в регионе. На фоне того, что в Восточная Европа покупает энергию атомных станций Украины, которые уже очень старые, претензии Литвы просто смешны", - подчеркивает специалист.

Политический протест

Литва предъявляет претензии к БелАЭС практически с момента принятия Минском решения о ее строительстве. Парламент республики постановил, что электростанция несет "угрозу для национальной безопасности" прибалтийской страны. Так, на днях глава МИД Литвы Линас Линкявичюс обвинил Минск в "слишком быстром" строительстве БелАЭС. Белоруссия, в свою очередь, гарантирует, что атомная станция будет соответствовать самым высоким стандартам безопасности. 

Литва добровольно закрыла собственную работающую Игналинскую АЭС и не смогла построить Висагинскую АЭС, но пыталась организовать в Европе целую кампанию против покупки энергии с белорусской станции. Однако в этом не преуспела. Ландсбергис объявил: "жизнеспособность" электростанции определит "жадность транзитного бизнеса Латвии". "Грядущая ядерная, демографическая катастрофа и катастрофа глобального потепления могут перевернуть все, как рука Божья, в неожиданном направлении", — сказал политик.

"Заявления об отказе от энергии БелАЭС могут повторить судьбу призывов Европы по российским газопроводам. Пока проект не завершен, можно заявлять об отказе от его преимуществ. Но когда трубопровод проложен, почему бы и не получать с него дешевый российский газ? И велика вероятность, что прибалтийские страны охотно станут покупать выгодную для них энергию БелАЭС, когда станция будет запущена.

Есть другой вариант – Прибалтика действительно откажется от этой энергии. Тогда Белоруссии, возможно, придется прикрыть ряд традиционных источников генерации, чтобы полноценно загрузить АЭС, но катастрофой это не станет. И протесты Литвы явно не способны повлиять на строительство станции. Минск заявил, что этот объект ему нужен, и сделает все, чтобы он был построен.

В свое время Европа уже совершила ошибку, заранее отказавшись покупать энергию планируемой Калининградской АЭС. Смысла строить мощную атомную станцию в таких условиях не было, потому Россия выстроила там небольшие газовые ТЭС. Европейские соседи Калининграда добровольно лишили себя источника дешевой энергии. Пока мы видим, что Литва проваливает попытки вести кампанию против БелАЭС в Европе", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 26.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики