Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А. Перов: Частным компаниям не выгодно вкладываться в неинтересные госкомпаниям дорогостоящие проекты

А. Перов: Частным компаниям не выгодно вкладываться в неинтересные госкомпаниям дорогостоящие проекты

Правительство впервые с 2015 года возобновляет дискуссию о том, разрешить ли частным компаниям самостоятельно работать на шельфе. На стадии разработки находится законопроект, который будет рассчитан на активизацию освоения Арктики. Решение о подготовке такого проекта было принято 26 августа на совещании вице-премьеров Юрия Трутнева и заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака. Сроки разработки документа неизвестны.

Как отразится новый законопроект на компаниях, которые занимаются разработкой шельфа и насколько данная мера необходима частным игрокам, Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов:

- Возможный допуск частных компаний к работе на арктический шельф, безусловно, выступает правильной и полезной мерой. Однако речь пока следует вести лишь о долгосрочной перспективе. В обозримый же период времени непростую ситуацию с освоением шельфовых богатств Арктики вряд ли подобным полушагом получится сдвинуть с мертвой точки.

Прежде всего, сделать это помешают санкции. Правда, вице-премьер Юрий Трутнев пообещал для обхода санкционных барьеров придумать некие новые формы сотрудничества с зарубежными партнерами. Однако проблема состоит даже не в самом факте наличия санкций, а в высокой степени непредсказуемости развития данной политики. То, что сегодня не попадает под санкции, завтра уже может оказаться под угрозой. Подобный дамоклов меч, соответственно, делает неприемлемым уровень рисков от участия в российских арктических проектах для потенциальных западных партнеров.

Помимо этого, не стоит забывать, что госкомпании уже разобрали наиболее привлекательные участки шельфа. Если бы стоял, в том числе, вопрос перераспределения ранее выданных лицензий, то это могло бы привести к определенному оживлению активности на шельфе. Однако сейчас планируется ужесточить контроль над исполнением обязательств только для получателей новых лицензий. Уже одним этим решением госкомпании и зазываемые на шельф независимые игроки ставятся в неравные условия.

Поэтому частные компании, скорее всего, в ближайшее время вряд ли пойдут на шельф. Им пока гораздо выгодней работать в других местах, нежели вкладывать колоссальные суммы в неинтересные госкомпаниям технологически сложные и дорогостоящие проекты с неясными перспективами и высокими рисками. 

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 29.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики