Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Опальный «Опал». Европейский суд запретил «Газпрому» загружать трубу на полную мощность

Опальный «Опал». Европейский суд запретил «Газпрому» загружать трубу на полную мощность

Иск подала Польша. В решении говорится, что Еврокомиссия не учла интересы Варшавы. С чем связан вердикт?

Европейский суд запретил «Газпрому» полностью загружать трубу «Опал». Ранее иск подала Польша. Из решения следует, что Еврокомиссия в свое время не учла интересы Варшавы. При этом, кроме «Газпрома», поставлять газ по «Опалу» некому.

«Опал» — это сухопутное продолжение первого «Северного потока». Сначала «Газпром» мог загружать трубу только наполовину из-за особенностей европейского антимонопольного законодательства. Производитель и поставщик газа должен пускать в газопровод и других игроков, поэтому для них и зарезервировали 50% мощности.

Но так сложилось, что, кроме «Газпрома», поставлять газ по «Северному потоку» в Европе некому. А еще в Европе периодически были сильные холода, и сначала для «Газпрома» просто делали исключение из-за погоды.

Потом Еврокомиссия и вовсе разрешила российской корпорации почти полностью загружать нитку своим топливом. И это была победа здравого смысла, замечает заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

«Европейские правила о доступе третьих сторон не просто так сделаны, чтобы понизить эффективность использования инфраструктуры, а наоборот, чтобы повысить ее. И здесь ситуация прямо противоположная была, то есть был игрок рынка, который хотел воспользоваться, но из-за этого ограничения он не мог купить мощность. В итоге инфраструктура использовалась не оптимальным образом, а всего лишь на 50%, это абсурд».

Но решение Еврокомиссии не понравилось Варшаве, и она пошла в Европейский суд. Тот решил, что ЕК, когда разрешила «Газпрому» загрузить «Опал», не проанализировала, как это повлияет на безопасность газоснабжения Польши.

Дело в том, что Польша тоже покупает российский газ — около 10 млрд кубометров в год. Более того, это самый крупный покупатель нашего топлива в Восточной Европе. Через Польшу в Германию идет другой газопровод — «Ямал — Европа». И если Россия заполняет «Опал», то это опасность для поставок газа в Польшу и транзита.

При этом Варшава через пять лет хочет вообще отказаться от российского газа, а пока она решила резко поднять цены на транзит. Впрочем, дело не только и не столько в экономике. Польша — главный союзник США, которые хотят потеснить «Газпром» на газовом рынке Европы, поясняет польский политолог Матеуш Пискорский:

«Все понятно с момента, когда начались переговоры с США по поводу поставок сжиженного газа и когда начался довольно большой проект, возглавляемый Польшей, чтобы страны Центральной и Восточной Европы постепенно переходили на поставки именно американского сжиженного газа. Так что любые попытки блокировать доступ «Газпрома» к европейским рынкам приносят пользу американским партнерам польского правительства».

Еще один интересант — Украина. Для нее рост поставок по «Опалу» обернулся потерями от транзита. Особенно это важно сейчас, когда Россия активно достраивает «Северный поток — 2». Наш транзитный контракт с Киевом действует до конца года, а договориться о новом пока не получается. Решение суда как раз подоспело к трехсторонним переговорам между Россией, Украиной и Евросоюзом 19 сентября.

В вердикте суда отсутствует здравый смысл. Никто, кроме «Газпрома», не может поставлять газ по «Северному потоку». Разве что российской монополии разделиться на несколько компаний, чтобы уж полностью соответствовать европейскому энергопакету. Хотя и это не поможет, да и никто на такое не пойдет.

Зато у Европы и Украины появился весомый аргумент, чтобы давить на Москву. А вот когда они все договорятся, ничто не помешает Еврокомиссии внести правку в старое решение, сообщить, что комиссары таки проанализировали влияние газпромовских поставок на энергобезопасность Польши и пришли к выводу, что все с ней будет хорошо.

Источник: BFM.RU, 11.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики