Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз в условиях к газовому договору России и Украины нарушил свои же правила

Евросоюз в условиях к газовому договору России и Украины нарушил свои же правила

Желание Еврокомиссии продолжить транзит газа РФ через Украину на долгосрочной основе похоже на лоббирование интересов одной из сторон. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович в преддверии газовых переговоров в Брюсселе России и Украины 19 сентября объявил: ЕК Еврокомиссия хочет сохранить транзит российского газа через территорию Украины в долгосрочной перспективе. По его словам, это "стратегически важно для энергетической безопасности Европейского союза". Шефчович напомнил: действующие договоренности заканчиваются 1 января, так что времени на заключение новых остается крайне мало.

"Такие заявления Шевчовича больше похожи на лоббирование интересов Украины, чем на отстаивание энергетической безопасности Евросоюза, - отмечает специалист. – Самое смешное, что подобные реплики вообще появляются, ведь они напрямую противоречат практике энергополитики, которую проводит Европа в последние годы. Там взяли курс на отказ от долгосрочных газовых контрактов на транзит и поставку газа. На внутреннем рынке долгосрочные соглашения ликвидировали, определив максимальный срок в 4 года.

При этом Европа постулирует, что Россия и Украина должны заключить именно долгосрочное соглашение. В принципе, это возможно, но условия договора должны быть увязаны с динамикой европейского рынка. Если спрос на российских газ будет в Европе падать, о каких договоренностях на долгосрочной основе можно вести речь? Также всегда есть вероятность, что Евросоюз примет какие-то решения, которые ограничат спрос на газ из РФ – в этих условиях о долгосрочных контрактах говорить не приходится".

Долгосрочный контракт

Предыдущие трехсторонние переговоры по транзиту газа между Россией, Еврокомиссией и Украиной прошли в июле в Берлине и окончились ничем – серьезные политические пертурбации на Украине не позволили провести реальных переговоров. В целом не было понятно, кто должен представлять Киев в диалоге с Москвой, какова позиция новой власти Украины и насколько она готова идти на компромиссы. Россия демонстрирует готовность заключить договоренности, но выставляет свои условия.

Министр энергетики РФ Александр Новак в июле прокомментировал итоги трехсторонних переговоров. Он объявил, что основным условием продолжения поставок газа через украинскую территорию после 1 января 2020 года является урегулирование текущих судебных споров. Новак назвал прошедшие в Берлине трехсторонние переговоры конструктивными. А 11 сентября он подтвердил: Москва готова провести 19 сентября в Брюсселе трехсторонние консультации по газу с Еврокомиссией и Украиной.

"Требование России по урегулированию судебных споров к Украине логично и обосновано: если ты хочешь долгосрочных экономических отношений для заключения финансовых договоренностей с партнером, то нужно сначала избавиться от текущих претензий. Однако это не единственное условие России. Прежде всего, украинский транзит должен быть экономически обоснованным, безопасным и конкурентоспособным. Если Киев будет придерживаться этих условий, компромисса достичь удастся.

Но пока уверенности в этом нет – особенно, учитывая активность Киева по координации действий с Соединенными Штатами, которые являются конкурентами России на газовом рынке Европы. Есть подозрения, что Украина не столько отстаивает свои экономические и энергетические выгоды, сколько действует в интересах США. Переговоры 19 сентября покажут истинные мотивы Киева", - подчеркивает эксперт.

Прецедент с OPAL

По словам Шевчовича, Москва и Киев должны постараться быстро найти "позитивное решение", чтобы сохранить "имидж России как надежного поставщика и Украины – надежного транзитера". При этом вице-президент ЕК отверг подозрения, что Суд ЕС ограничил использование "Газпромом" газопровода Opal, чтобы лишить его возможности отказаться от украинского транзита. По его словам, чистая случайность, что столь невыгодный для российской стороны вердикт был обнародован за неделю до переговоров.

Накануне Суд Евросоюза отменил решение Еврокомиссии от 2016 года, давшее возможность "Газпрому" дополнительно транспортировать по Opal до 10,2 млрд кубометров газа в год. По европейским нормам, по умолчанию "Газпром" может рассчитывать только на половину транзитных мощностей - 12,8 млрд кубов. Ограничение введено без оглядки на то, что других возможных поставщиков по OPAL нет и быть не может – этот газопровод является прямым продолжением "Северного потока", проложенного из РФ в Германию.

"В совпадения я не верю – слишком удачно совпало ограничение для "Газпрома" по OPAL с грядущими переговорами, слишком близко "упали снаряды". То есть это судебное решение вполне может быть попыткой Еврокомиссии подтолкнуть Москву к достижению договоренностей. Но, на мой взгляд, серьезного ослабления переговорных позиций России не произошло. Мы вполне можем отстаивать свои интересы на предстоящей 19 сентября встрече.

И если Шевчович действительно утверждает, что решение суда лишь совпадение, то он вполне может поспособствовать снятию ограничений с "Газпрома" на прокачку по OPAL. Ведь Суд ЕС всего лишь признал, что Еврокомиссия не учла влияния использования газопровода на 100% на энергобезопасность Польши. И Еврокомиссия вполне может провести такое исследование, сняв формальную причину для замечания суда.

И подкреплено это будет трехлетним примером отсутствия воздействия "Северного потока" на энергополитику Польши – такой анализ можно провести быстро. Сразу после этого Шевчович или его преемник на посту сможет вновь решением Еврокомиссии открыть 90% мощностей OPAL для "Газпрома", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 11.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики