Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Шельф Арктики: драйвер для экономики или обуза для бюджета

Шельф Арктики: драйвер для экономики или обуза для бюджета

Александр Перов - руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности

Одной из наиболее важных и непростых тем в повестке дня последнего Восточного экономического форума (ВЭФ) стало освоение арктического шельфа. Как стало ясно в ходе форума, реализация шельфовых проектов может потребовать кардинального пересмотра привычной для нас роли нефтяной отрасли для экономики страны. Однако остается вопросом, насколько подобная стратегическая рокировка реализуема в обозримой перспективе.

В последнее время курирующие Арктику чиновники активно пытаются сдвинуть процесс освоения шельфа с мертвой точки. Так в августе пришла новость об очередной инициативе допустить на шельф частные и иностранные компании. Вице-премьер Юрий Трутнев даже пообещал разработать такие механизмы сотрудничества с зарубежными партнерами, которые позволили бы избежать санкционных ограничений. Впрочем, надежды на то, что удастся, как это было до 2014 года, завлечь на шельф иностранные компании с их деньгами и технологиями, пока остаются призрачными. Это признают и руководители профильных российских министерств. К примеру, глава Минприроды Дмитрий Кобылкин в ходе ВЭФ-2019 отметил, что зарубежным нефтегазовым компаниям сейчас вряд ли будут интересны проекты на арктическом шельфе РФ.

Надежда на отечественные компании. Минприроды ведет переговоры с «Газпромом» и «Роснефтью» об активизации работ по сейсморазведки арктического шельфа. Кроме того, министерство предложило увеличить для шельфовых месторождений налоговые вычеты на геологоразведку.

Между тем, таких отдельных льгот, судя по прозвучавшим на форуме заявлениям, для успешного освоения шельфа будет недостаточно. Здесь потребуются более кардинальные решения. Сюда относится, во-первых, предоставление льготного финансирования для обустройства месторождений и создания инфраструктуры. Так ставка для привлекаемых средств должна быть около 2%. Во-вторых, предлагается применение максимально льготного фискального режима ко всем шельфовым проектам в Арктике. Причем эти преференции следует пролонгировать на весь срок жизни месторождения.

Однако в подобных предложениях есть одно «но». Новые проекты уже не позволят снимать такие жирные сливки для бюджета от продажи углеводородов, какие дает разработка более легкодоступных месторождений. Поэтому постоянным рефреном в ходе арктической повестки дня ВЭФ-2019 звучал следующий подход. Выход на шельф должен дать не просто доступ к новым месторождениям, чтобы компенсировать падающую нефтедобычу в традиционных нефтяных регионах. Основные выгоды страна будет получать не столько за счет продажи сырья, а в результате создаваемого мультипликативного эффекта. Это, в частности, создание новых технологий, развитие машиностроения, приход инвестиций и т.д. Таким образом, проекты на шельфе станут важным драйвером технологического и социально-экономического роста.

Правда, возникает вопрос, а насколько реализуема подобная непростая схема стратегии экономического развития, требующая четкой координации между ведомствами и системной долгосрочной государственной политики. В данной связи, вспоминается, как в свое время именно подобными факторами объяснялась необходимость реализации соглашений о разделе продукции. Российские федеральные и региональные чиновники рассказывали о том, как развитие СРП даст мощный толчок экономике страны за счет прихода капиталовложений, широкого привлечения российских подрядчиков, создания в регионах новых высокооплачиваемых рабочих мест и т.д. Однако впоследствии пришлось признать тот факт, что доходы государства от прихода огромных инвестиций в СРП оказались относительно невелики. Вполне возможно, что через какое-то время подобная история повториться и с нынешними амбициозными планами освоения шельфа.

Опубликовано: ИРТТЭК, 12.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики