Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Шельф Арктики: драйвер для экономики или обуза для бюджета

Шельф Арктики: драйвер для экономики или обуза для бюджета

Александр Перов - руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности

Одной из наиболее важных и непростых тем в повестке дня последнего Восточного экономического форума (ВЭФ) стало освоение арктического шельфа. Как стало ясно в ходе форума, реализация шельфовых проектов может потребовать кардинального пересмотра привычной для нас роли нефтяной отрасли для экономики страны. Однако остается вопросом, насколько подобная стратегическая рокировка реализуема в обозримой перспективе.

В последнее время курирующие Арктику чиновники активно пытаются сдвинуть процесс освоения шельфа с мертвой точки. Так в августе пришла новость об очередной инициативе допустить на шельф частные и иностранные компании. Вице-премьер Юрий Трутнев даже пообещал разработать такие механизмы сотрудничества с зарубежными партнерами, которые позволили бы избежать санкционных ограничений. Впрочем, надежды на то, что удастся, как это было до 2014 года, завлечь на шельф иностранные компании с их деньгами и технологиями, пока остаются призрачными. Это признают и руководители профильных российских министерств. К примеру, глава Минприроды Дмитрий Кобылкин в ходе ВЭФ-2019 отметил, что зарубежным нефтегазовым компаниям сейчас вряд ли будут интересны проекты на арктическом шельфе РФ.

Надежда на отечественные компании. Минприроды ведет переговоры с «Газпромом» и «Роснефтью» об активизации работ по сейсморазведки арктического шельфа. Кроме того, министерство предложило увеличить для шельфовых месторождений налоговые вычеты на геологоразведку.

Между тем, таких отдельных льгот, судя по прозвучавшим на форуме заявлениям, для успешного освоения шельфа будет недостаточно. Здесь потребуются более кардинальные решения. Сюда относится, во-первых, предоставление льготного финансирования для обустройства месторождений и создания инфраструктуры. Так ставка для привлекаемых средств должна быть около 2%. Во-вторых, предлагается применение максимально льготного фискального режима ко всем шельфовым проектам в Арктике. Причем эти преференции следует пролонгировать на весь срок жизни месторождения.

Однако в подобных предложениях есть одно «но». Новые проекты уже не позволят снимать такие жирные сливки для бюджета от продажи углеводородов, какие дает разработка более легкодоступных месторождений. Поэтому постоянным рефреном в ходе арктической повестки дня ВЭФ-2019 звучал следующий подход. Выход на шельф должен дать не просто доступ к новым месторождениям, чтобы компенсировать падающую нефтедобычу в традиционных нефтяных регионах. Основные выгоды страна будет получать не столько за счет продажи сырья, а в результате создаваемого мультипликативного эффекта. Это, в частности, создание новых технологий, развитие машиностроения, приход инвестиций и т.д. Таким образом, проекты на шельфе станут важным драйвером технологического и социально-экономического роста.

Правда, возникает вопрос, а насколько реализуема подобная непростая схема стратегии экономического развития, требующая четкой координации между ведомствами и системной долгосрочной государственной политики. В данной связи, вспоминается, как в свое время именно подобными факторами объяснялась необходимость реализации соглашений о разделе продукции. Российские федеральные и региональные чиновники рассказывали о том, как развитие СРП даст мощный толчок экономике страны за счет прихода капиталовложений, широкого привлечения российских подрядчиков, создания в регионах новых высокооплачиваемых рабочих мест и т.д. Однако впоследствии пришлось признать тот факт, что доходы государства от прихода огромных инвестиций в СРП оказались относительно невелики. Вполне возможно, что через какое-то время подобная история повториться и с нынешними амбициозными планами освоения шельфа.

Опубликовано: ИРТТЭК, 12.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики