Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Шельф Арктики: драйвер для экономики или обуза для бюджета

Шельф Арктики: драйвер для экономики или обуза для бюджета

Александр Перов - руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности

Одной из наиболее важных и непростых тем в повестке дня последнего Восточного экономического форума (ВЭФ) стало освоение арктического шельфа. Как стало ясно в ходе форума, реализация шельфовых проектов может потребовать кардинального пересмотра привычной для нас роли нефтяной отрасли для экономики страны. Однако остается вопросом, насколько подобная стратегическая рокировка реализуема в обозримой перспективе.

В последнее время курирующие Арктику чиновники активно пытаются сдвинуть процесс освоения шельфа с мертвой точки. Так в августе пришла новость об очередной инициативе допустить на шельф частные и иностранные компании. Вице-премьер Юрий Трутнев даже пообещал разработать такие механизмы сотрудничества с зарубежными партнерами, которые позволили бы избежать санкционных ограничений. Впрочем, надежды на то, что удастся, как это было до 2014 года, завлечь на шельф иностранные компании с их деньгами и технологиями, пока остаются призрачными. Это признают и руководители профильных российских министерств. К примеру, глава Минприроды Дмитрий Кобылкин в ходе ВЭФ-2019 отметил, что зарубежным нефтегазовым компаниям сейчас вряд ли будут интересны проекты на арктическом шельфе РФ.

Надежда на отечественные компании. Минприроды ведет переговоры с «Газпромом» и «Роснефтью» об активизации работ по сейсморазведки арктического шельфа. Кроме того, министерство предложило увеличить для шельфовых месторождений налоговые вычеты на геологоразведку.

Между тем, таких отдельных льгот, судя по прозвучавшим на форуме заявлениям, для успешного освоения шельфа будет недостаточно. Здесь потребуются более кардинальные решения. Сюда относится, во-первых, предоставление льготного финансирования для обустройства месторождений и создания инфраструктуры. Так ставка для привлекаемых средств должна быть около 2%. Во-вторых, предлагается применение максимально льготного фискального режима ко всем шельфовым проектам в Арктике. Причем эти преференции следует пролонгировать на весь срок жизни месторождения.

Однако в подобных предложениях есть одно «но». Новые проекты уже не позволят снимать такие жирные сливки для бюджета от продажи углеводородов, какие дает разработка более легкодоступных месторождений. Поэтому постоянным рефреном в ходе арктической повестки дня ВЭФ-2019 звучал следующий подход. Выход на шельф должен дать не просто доступ к новым месторождениям, чтобы компенсировать падающую нефтедобычу в традиционных нефтяных регионах. Основные выгоды страна будет получать не столько за счет продажи сырья, а в результате создаваемого мультипликативного эффекта. Это, в частности, создание новых технологий, развитие машиностроения, приход инвестиций и т.д. Таким образом, проекты на шельфе станут важным драйвером технологического и социально-экономического роста.

Правда, возникает вопрос, а насколько реализуема подобная непростая схема стратегии экономического развития, требующая четкой координации между ведомствами и системной долгосрочной государственной политики. В данной связи, вспоминается, как в свое время именно подобными факторами объяснялась необходимость реализации соглашений о разделе продукции. Российские федеральные и региональные чиновники рассказывали о том, как развитие СРП даст мощный толчок экономике страны за счет прихода капиталовложений, широкого привлечения российских подрядчиков, создания в регионах новых высокооплачиваемых рабочих мест и т.д. Однако впоследствии пришлось признать тот факт, что доходы государства от прихода огромных инвестиций в СРП оказались относительно невелики. Вполне возможно, что через какое-то время подобная история повториться и с нынешними амбициозными планами освоения шельфа.

Опубликовано: ИРТТЭК, 12.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики