Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» vs Минфин: битва за Арктику

«Роснефть» vs Минфин: битва за Арктику

Александр Перов - руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности

Все более непростая интрига разворачивается вокруг планов освоения Арктики. В Минфине настаивают на необходимости заморозить налоговые льготы в отношении новых нефтегазовых проектов в арктической зоне. Со своей стороны, «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» не оставляют попыток добиться от государства преференций для своего проекта «Восток Ойл».

Ключевая роль в реализации арктического потенциала отводится Северному морскому пути (СМП). Согласно майскому указу Владимира Путина к 2024 году грузооборот по СМП должен вырасти в четыре раза до 80 млн. т в год, главным образом, за счет проектов по добыче углеводородов. Правда, имеются сомнения по поводу достижимости целевых показателей. К примеру, о рисках срыва реализации президентского указа заявляли в свое время в «Росатоме» и в Минприроды.

Более того, не ясно вообще откуда взялась заветная планка в 80 млн. т, поскольку до сих пор отсутствует понимание по поводу того, за счет каких проектов обеспечить к 2024 году требуемую загрузку СМП. Кроме того, настойчивое стремление получить нужные показатели по грузообороту во многом утратило рациональные мотивы, выродившись по сути в самоцель. Во имя ее достижения Минприроды даже пошло на такой неоднозначный шаг как изменение границ Большого Арктического заповедника. Подобный «секвестр» заповедной зоны призван был добавить к грузопотоку по СМП порядка 20 млн. т угля с проекта компании «ВостокУголь».

Между тем, по мнению многих экспертов, создание данного горно-обогатительного комплекса является экономически нецелесообразным. Кроме того, не ясно, куда отправлять добываемый уголь. Европа постепенно отказывается от этого топлива. Что касается экспорта в страны АТР, то здесь существенной проблемой выступает невозможность круглогодичной навигации по СМП в восточном направлении. Она, согласно материалам «Росатома», станет доступной только к 2030 году.

В подобных обстоятельствах «Роснефть» решила воспользоваться моментом и стать палочкой-выручалочкой в деле выполнения майских указов. Прозрачно намекая на то, что таймырский уголь вряд ли сумеет дать недостающие объемы, в компании предлагают заполнить образовавшийся пробел с помощью нефти своего арктического кластера. Первоначально в Паспорте федерального проекта СМП прогнозировалось, что «Нефтегазхолдинг» с проектом освоения Пайяхского месторождения обеспечит грузопоток объемом в 5 млн т. сырья. Однако сейчас в «Роснефти» обещают достичь гораздо более амбициозных показателей. По словам Игоря Сечина, арктический кластер компании позволит добывать до 100 млн. т. нефти к 2030 году. Причем ради светлого будущего СМП «Роснефть» готова перенаправить на этот маршрут нефть с уже разрабатываемого Ванкорского месторождения. Дело остается за малым - налоговыми льготами.

Чем закончится противостояние Минфина и «Роснефти» - пока не известно. Безусловно, что у компании Игоря Сечина немалые лоббистские возможности. Одним из примеров этого служит недавняя новость о получении «Роснефтью» льгот по НДПИ в отношении Приобского месторождения. Кроме того, в пользу компании играет то, что она не является первопроходцем в части выбивания из государства масштабных субсидий для развертывания добычи углеводородов в Арктике. Напомним, что НОВОТЭК получил от государства не только значительные налоговые льготы, но и прямую поддержу из госбюджета для «Ямал СПГ».

До окончания президентского полугодового моратория на предоставление льгот для новых месторождений в Арктике еще далеко. Однако, вполне возможно, что определенная ясность по налоговым преференциям для «Роснефти» появится раньше этого срока. Причина в том, что у государства остается все меньше времени, чтобы определиться со способами загрузки СМП. Так «Росатом» должен внести этой осенью на рассмотрение правительства план развития инфраструктуры СМП. Кроме того, до конца года должна быть принята анонсированная Владимиром Путиным стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года.

Опубликовано: ИРТТЭК, 28.08.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики