Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» vs Минфин: битва за Арктику

«Роснефть» vs Минфин: битва за Арктику

Александр Перов - руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности

Все более непростая интрига разворачивается вокруг планов освоения Арктики. В Минфине настаивают на необходимости заморозить налоговые льготы в отношении новых нефтегазовых проектов в арктической зоне. Со своей стороны, «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» не оставляют попыток добиться от государства преференций для своего проекта «Восток Ойл».

Ключевая роль в реализации арктического потенциала отводится Северному морскому пути (СМП). Согласно майскому указу Владимира Путина к 2024 году грузооборот по СМП должен вырасти в четыре раза до 80 млн. т в год, главным образом, за счет проектов по добыче углеводородов. Правда, имеются сомнения по поводу достижимости целевых показателей. К примеру, о рисках срыва реализации президентского указа заявляли в свое время в «Росатоме» и в Минприроды.

Более того, не ясно вообще откуда взялась заветная планка в 80 млн. т, поскольку до сих пор отсутствует понимание по поводу того, за счет каких проектов обеспечить к 2024 году требуемую загрузку СМП. Кроме того, настойчивое стремление получить нужные показатели по грузообороту во многом утратило рациональные мотивы, выродившись по сути в самоцель. Во имя ее достижения Минприроды даже пошло на такой неоднозначный шаг как изменение границ Большого Арктического заповедника. Подобный «секвестр» заповедной зоны призван был добавить к грузопотоку по СМП порядка 20 млн. т угля с проекта компании «ВостокУголь».

Между тем, по мнению многих экспертов, создание данного горно-обогатительного комплекса является экономически нецелесообразным. Кроме того, не ясно, куда отправлять добываемый уголь. Европа постепенно отказывается от этого топлива. Что касается экспорта в страны АТР, то здесь существенной проблемой выступает невозможность круглогодичной навигации по СМП в восточном направлении. Она, согласно материалам «Росатома», станет доступной только к 2030 году.

В подобных обстоятельствах «Роснефть» решила воспользоваться моментом и стать палочкой-выручалочкой в деле выполнения майских указов. Прозрачно намекая на то, что таймырский уголь вряд ли сумеет дать недостающие объемы, в компании предлагают заполнить образовавшийся пробел с помощью нефти своего арктического кластера. Первоначально в Паспорте федерального проекта СМП прогнозировалось, что «Нефтегазхолдинг» с проектом освоения Пайяхского месторождения обеспечит грузопоток объемом в 5 млн т. сырья. Однако сейчас в «Роснефти» обещают достичь гораздо более амбициозных показателей. По словам Игоря Сечина, арктический кластер компании позволит добывать до 100 млн. т. нефти к 2030 году. Причем ради светлого будущего СМП «Роснефть» готова перенаправить на этот маршрут нефть с уже разрабатываемого Ванкорского месторождения. Дело остается за малым - налоговыми льготами.

Чем закончится противостояние Минфина и «Роснефти» - пока не известно. Безусловно, что у компании Игоря Сечина немалые лоббистские возможности. Одним из примеров этого служит недавняя новость о получении «Роснефтью» льгот по НДПИ в отношении Приобского месторождения. Кроме того, в пользу компании играет то, что она не является первопроходцем в части выбивания из государства масштабных субсидий для развертывания добычи углеводородов в Арктике. Напомним, что НОВОТЭК получил от государства не только значительные налоговые льготы, но и прямую поддержу из госбюджета для «Ямал СПГ».

До окончания президентского полугодового моратория на предоставление льгот для новых месторождений в Арктике еще далеко. Однако, вполне возможно, что определенная ясность по налоговым преференциям для «Роснефти» появится раньше этого срока. Причина в том, что у государства остается все меньше времени, чтобы определиться со способами загрузки СМП. Так «Росатом» должен внести этой осенью на рассмотрение правительства план развития инфраструктуры СМП. Кроме того, до конца года должна быть принята анонсированная Владимиром Путиным стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года.

Опубликовано: ИРТТЭК, 28.08.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики