Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» vs Минфин: битва за Арктику

«Роснефть» vs Минфин: битва за Арктику

Александр Перов - руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности

Все более непростая интрига разворачивается вокруг планов освоения Арктики. В Минфине настаивают на необходимости заморозить налоговые льготы в отношении новых нефтегазовых проектов в арктической зоне. Со своей стороны, «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» не оставляют попыток добиться от государства преференций для своего проекта «Восток Ойл».

Ключевая роль в реализации арктического потенциала отводится Северному морскому пути (СМП). Согласно майскому указу Владимира Путина к 2024 году грузооборот по СМП должен вырасти в четыре раза до 80 млн. т в год, главным образом, за счет проектов по добыче углеводородов. Правда, имеются сомнения по поводу достижимости целевых показателей. К примеру, о рисках срыва реализации президентского указа заявляли в свое время в «Росатоме» и в Минприроды.

Более того, не ясно вообще откуда взялась заветная планка в 80 млн. т, поскольку до сих пор отсутствует понимание по поводу того, за счет каких проектов обеспечить к 2024 году требуемую загрузку СМП. Кроме того, настойчивое стремление получить нужные показатели по грузообороту во многом утратило рациональные мотивы, выродившись по сути в самоцель. Во имя ее достижения Минприроды даже пошло на такой неоднозначный шаг как изменение границ Большого Арктического заповедника. Подобный «секвестр» заповедной зоны призван был добавить к грузопотоку по СМП порядка 20 млн. т угля с проекта компании «ВостокУголь».

Между тем, по мнению многих экспертов, создание данного горно-обогатительного комплекса является экономически нецелесообразным. Кроме того, не ясно, куда отправлять добываемый уголь. Европа постепенно отказывается от этого топлива. Что касается экспорта в страны АТР, то здесь существенной проблемой выступает невозможность круглогодичной навигации по СМП в восточном направлении. Она, согласно материалам «Росатома», станет доступной только к 2030 году.

В подобных обстоятельствах «Роснефть» решила воспользоваться моментом и стать палочкой-выручалочкой в деле выполнения майских указов. Прозрачно намекая на то, что таймырский уголь вряд ли сумеет дать недостающие объемы, в компании предлагают заполнить образовавшийся пробел с помощью нефти своего арктического кластера. Первоначально в Паспорте федерального проекта СМП прогнозировалось, что «Нефтегазхолдинг» с проектом освоения Пайяхского месторождения обеспечит грузопоток объемом в 5 млн т. сырья. Однако сейчас в «Роснефти» обещают достичь гораздо более амбициозных показателей. По словам Игоря Сечина, арктический кластер компании позволит добывать до 100 млн. т. нефти к 2030 году. Причем ради светлого будущего СМП «Роснефть» готова перенаправить на этот маршрут нефть с уже разрабатываемого Ванкорского месторождения. Дело остается за малым - налоговыми льготами.

Чем закончится противостояние Минфина и «Роснефти» - пока не известно. Безусловно, что у компании Игоря Сечина немалые лоббистские возможности. Одним из примеров этого служит недавняя новость о получении «Роснефтью» льгот по НДПИ в отношении Приобского месторождения. Кроме того, в пользу компании играет то, что она не является первопроходцем в части выбивания из государства масштабных субсидий для развертывания добычи углеводородов в Арктике. Напомним, что НОВОТЭК получил от государства не только значительные налоговые льготы, но и прямую поддержу из госбюджета для «Ямал СПГ».

До окончания президентского полугодового моратория на предоставление льгот для новых месторождений в Арктике еще далеко. Однако, вполне возможно, что определенная ясность по налоговым преференциям для «Роснефти» появится раньше этого срока. Причина в том, что у государства остается все меньше времени, чтобы определиться со способами загрузки СМП. Так «Росатом» должен внести этой осенью на рассмотрение правительства план развития инфраструктуры СМП. Кроме того, до конца года должна быть принята анонсированная Владимиром Путиным стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года.

Опубликовано: ИРТТЭК, 28.08.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики