Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Риск бюрократии и коррупции. Дмитрий Козак раскритиковал законопроект о защите и поощрении капиталовложений

Риск бюрократии и коррупции. Дмитрий Козак раскритиковал законопроект о защите и поощрении капиталовложений

Вице-премьер увидел в законе «избирательный подход» при предоставлении господдержки. По его словам, это грозит бюрократизацией и нарушением принципов конкуренции

Вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий промышленность, раскритиковал законопроект о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Письмо с замечаниями он направил первому вице-премьеру и главе Минфина Антону Силуанову, сообщает РБК со ссылкой на источники.

Документ ранее был подготовлен Минфином. Он описывает процедуры соглашений с инвесторами в двух режимах: универсальном и индивидуальном. При этом, по мнению Козака, в законопроекте есть «избирательный подход» при предоставлении господдержки. Это грозит бюрократизацией и нарушением принципов конкуренции, заявил вице-премьер. Например, такой механизм, как индивидуальные соглашения, заставляет прибегать к личным договоренностям с представителями власти, а не работать в правовом поле.

Другая проблема — в предложении Минфина отбирать инвестпроекты при помощи финансово-инвестиционного аудита. По мнению Козака, такой подход не гарантирует объективности, так как документы инвесторов могут содержать оценочную информацию. Все это опять же грозит коррупцией.

О претензиях Козака Business FM поговорила с генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

— С одной стороны, я позицию Козака понимаю и разделяю, потому что любые исключения — это всегда очень порочная, действительно потенциально коррупционная практика. Но проблема заключается в том, что у нас, к сожалению, вся система государственного управления строится именно на таком принципе. И когда Козак гордо, например, говорит, что он против избирательности, что нужны общие правила игры, я с этим согласен. Только у меня огромный вопрос: почему, когда в нефтегазовой отрасли, которую курирует Козак, возникают вопросы о льготах, о привилегиях, об особых режимах, господин Козак не говорит о том, что он возмущается такими подходами и такими требованиями? Что далеко ходить: вот рассматривается вопрос об арктических льготах для «Роснефти» на 2,6 трлн, эту тему обсуждают. Почему по Приобскому месторождению сейчас двум компаниям дали льготы, а остальным компаниям, у которых аналогичные месторождения с аналогичным уровнем обводненности, этих льгот не дают? Почему проект «Ямал СПГ» не платит никаких налогов и получает деньги из государственного бюджета на финансирование инфраструктуры? Почему Козак этим не возмущается? Это то же самое — особый режим, особые условия, особые привилегии. Германа Грефа возьмите. Тоже все время говорит: нужны общие правила игры, нужны хорошие условия для частных инвестиций. А как дело дошло до Антипинского НПЗ, который принадлежит Сбербанку, тут же пишет письмо Путину: а можно мне особый налоговый режим?

— Насколько сейчас слово Козака веско и имеет значение?

— Это важный вопрос, у меня возникает ощущение, что сам Козак сейчас находится перед серьезным вызовом, потому что он пришел как вице-премьер, и все знали, что это человек, наделенный особым доверием Путина, имеющий прямой выход на президента. Сейчас возникает вопрос, а насколько этот человек действительно авторитетен и насколько его слово решающе. Но Козак сам создает себе проблемы, когда оказывается в ситуации. Возьмите, опять же, свежую историю с нефтепроводом «Дружба». Есть позиция «Роснефти», а есть позиция «Транснефти». Они прямо противоположны. Что они делают? Они приходят к Козаку и спрашивают: вице-премьер, кто прав в нашем споре? Козак говорит: я не знаю, тут надо разбираться. То есть Козак, оказываясь в такой сложной ситуации, когда от него требуется политическая воля, как у нас принято говорить, этой воли не проявляет.

Как сообщил источник РБК в правительстве, сейчас проект закона противоречит другим мерам поддержки, в том числе специнвестконтрактам. Поэтому окончательного решения о СЗПК пока не принято.

Источник: BFM.RU, 17.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики