Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Риск бюрократии и коррупции. Дмитрий Козак раскритиковал законопроект о защите и поощрении капиталовложений

Риск бюрократии и коррупции. Дмитрий Козак раскритиковал законопроект о защите и поощрении капиталовложений

Вице-премьер увидел в законе «избирательный подход» при предоставлении господдержки. По его словам, это грозит бюрократизацией и нарушением принципов конкуренции

Вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий промышленность, раскритиковал законопроект о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Письмо с замечаниями он направил первому вице-премьеру и главе Минфина Антону Силуанову, сообщает РБК со ссылкой на источники.

Документ ранее был подготовлен Минфином. Он описывает процедуры соглашений с инвесторами в двух режимах: универсальном и индивидуальном. При этом, по мнению Козака, в законопроекте есть «избирательный подход» при предоставлении господдержки. Это грозит бюрократизацией и нарушением принципов конкуренции, заявил вице-премьер. Например, такой механизм, как индивидуальные соглашения, заставляет прибегать к личным договоренностям с представителями власти, а не работать в правовом поле.

Другая проблема — в предложении Минфина отбирать инвестпроекты при помощи финансово-инвестиционного аудита. По мнению Козака, такой подход не гарантирует объективности, так как документы инвесторов могут содержать оценочную информацию. Все это опять же грозит коррупцией.

О претензиях Козака Business FM поговорила с генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

— С одной стороны, я позицию Козака понимаю и разделяю, потому что любые исключения — это всегда очень порочная, действительно потенциально коррупционная практика. Но проблема заключается в том, что у нас, к сожалению, вся система государственного управления строится именно на таком принципе. И когда Козак гордо, например, говорит, что он против избирательности, что нужны общие правила игры, я с этим согласен. Только у меня огромный вопрос: почему, когда в нефтегазовой отрасли, которую курирует Козак, возникают вопросы о льготах, о привилегиях, об особых режимах, господин Козак не говорит о том, что он возмущается такими подходами и такими требованиями? Что далеко ходить: вот рассматривается вопрос об арктических льготах для «Роснефти» на 2,6 трлн, эту тему обсуждают. Почему по Приобскому месторождению сейчас двум компаниям дали льготы, а остальным компаниям, у которых аналогичные месторождения с аналогичным уровнем обводненности, этих льгот не дают? Почему проект «Ямал СПГ» не платит никаких налогов и получает деньги из государственного бюджета на финансирование инфраструктуры? Почему Козак этим не возмущается? Это то же самое — особый режим, особые условия, особые привилегии. Германа Грефа возьмите. Тоже все время говорит: нужны общие правила игры, нужны хорошие условия для частных инвестиций. А как дело дошло до Антипинского НПЗ, который принадлежит Сбербанку, тут же пишет письмо Путину: а можно мне особый налоговый режим?

— Насколько сейчас слово Козака веско и имеет значение?

— Это важный вопрос, у меня возникает ощущение, что сам Козак сейчас находится перед серьезным вызовом, потому что он пришел как вице-премьер, и все знали, что это человек, наделенный особым доверием Путина, имеющий прямой выход на президента. Сейчас возникает вопрос, а насколько этот человек действительно авторитетен и насколько его слово решающе. Но Козак сам создает себе проблемы, когда оказывается в ситуации. Возьмите, опять же, свежую историю с нефтепроводом «Дружба». Есть позиция «Роснефти», а есть позиция «Транснефти». Они прямо противоположны. Что они делают? Они приходят к Козаку и спрашивают: вице-премьер, кто прав в нашем споре? Козак говорит: я не знаю, тут надо разбираться. То есть Козак, оказываясь в такой сложной ситуации, когда от него требуется политическая воля, как у нас принято говорить, этой воли не проявляет.

Как сообщил источник РБК в правительстве, сейчас проект закона противоречит другим мерам поддержки, в том числе специнвестконтрактам. Поэтому окончательного решения о СЗПК пока не принято.

Источник: BFM.RU, 17.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики