Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не трубой - так танкером

Не трубой - так танкером

Российский газ пробивает новые рынки

В литовский порт Клайпеда прибыл танкер с партией российского сжиженного природного газа (СПГ). Литва впервые закупила крупнотоннажную партию СПГ из России, свидетельствуют данные сайта Marinetraffic.com.

Эксперты считают, что это начало активного вхождения наших заводов по сжижению газа на европейский рынок СПГ. Партия российского газа с завода "Ямал СПГ" была перегружена на борт газовоза несколькими днями ранее на терминале Монтуар-де-Бретань во Франции. Нынешнюю закупку крупной партии сжиженного газа у России аналитики объяснили относительно низкими ценами, при которых государства стремятся максимально быстро заполнить свои подземные хранилища газа.

На этой волне за восемь месяцев 2019 года закупки СПГ Литвой возросли на 70 процентов. Правда, не все они пришлись на Россию, однако наш сжиженный газ, поставляемый танкерами средней тоннажности, стал играть заметную роль в энергобалансе страны.

Декларируя снижение зависимости от "Газпрома", Вильнюс в ноябре 2014 года получил в десятилетнюю аренду СПГ-терминал, построенный южнокорейской компанией Hyundai Heavy Industries. По итогам 2018 года Литва действительно сумела сократить закупки газа у "Газпрома" до 1,3 миллиарда кубометров, что составляет примерно 60 процентов от общих потребностей прибалтийского государства в этом топливе. В то же время заполнять арендованный СПГ-терминал оказалось явно не по силам.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков напомнил, что поставки, как правило, осуществляют трейдеры, которые перегружают газ поставщика после чего "национальность" газа проследить трудно. Именно это властям Литвы позволяет принимать в свой СПГ-терминал российский газ, не афишируя, откуда он прибыл изначально.

Прибалтийский бизнес действует по принципу "что не запрещено, то разрешено". Когда цена удобная, он покупает российский газ

"Однако получилось так, что российский СПГ периодически оказывается конкурентнее предложений иностранных компаний. В результате в тот же клайпедский терминал стал поступать газ, пусть и купленный у трейдеров, но изначально поставленный в западноевропейские хабы именно из России", - сказал в интервью "РГ" Игорь Юшков.

По его словам, прибалтийский бизнес действует по принципу "что не запрещено, то разрешено". Формального запрета на покупку сжиженного газа из России в Литве не существует, поэтому, когда складывается удобная ценовая конъюнктура, потребитель закупает у нас СПГ. Власти республики с этим поделать ничего не могут, добавил эксперт. По его словам, ряд поставок в прибалтийскую республику также идет небольшими танкерами. "Небольшие партии СПГ контрактует и Эстония", - говорит эксперт.

Перевалка часто происходит в Мурманской области, где с наших танкеров ледового класса СПГ переваливается на суда обычной проходимости "борт в борт". Такая сцепка выгодна обеим сторонам, поскольку сокращает транспортное плечо.

Эксперт делает вывод, что нынешняя сделка не первая, когда интересы продавца и покупателя совпадают. При этом можно говорить о тенденции, когда

СПГ из РФ идет не только во французский хаб, но и в места приема в Бельгии, Великобритании и других странах. Несмотря на то, что при перевалке газ теряет страну-производителя, востребованность российского газа в Европе доказана сегодняшним примером.

Автор: Максим Гребенников

Источник: Российская газета, 18.09.2019 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики