Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не трубой - так танкером

Не трубой - так танкером

Российский газ пробивает новые рынки

В литовский порт Клайпеда прибыл танкер с партией российского сжиженного природного газа (СПГ). Литва впервые закупила крупнотоннажную партию СПГ из России, свидетельствуют данные сайта Marinetraffic.com.

Эксперты считают, что это начало активного вхождения наших заводов по сжижению газа на европейский рынок СПГ. Партия российского газа с завода "Ямал СПГ" была перегружена на борт газовоза несколькими днями ранее на терминале Монтуар-де-Бретань во Франции. Нынешнюю закупку крупной партии сжиженного газа у России аналитики объяснили относительно низкими ценами, при которых государства стремятся максимально быстро заполнить свои подземные хранилища газа.

На этой волне за восемь месяцев 2019 года закупки СПГ Литвой возросли на 70 процентов. Правда, не все они пришлись на Россию, однако наш сжиженный газ, поставляемый танкерами средней тоннажности, стал играть заметную роль в энергобалансе страны.

Декларируя снижение зависимости от "Газпрома", Вильнюс в ноябре 2014 года получил в десятилетнюю аренду СПГ-терминал, построенный южнокорейской компанией Hyundai Heavy Industries. По итогам 2018 года Литва действительно сумела сократить закупки газа у "Газпрома" до 1,3 миллиарда кубометров, что составляет примерно 60 процентов от общих потребностей прибалтийского государства в этом топливе. В то же время заполнять арендованный СПГ-терминал оказалось явно не по силам.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков напомнил, что поставки, как правило, осуществляют трейдеры, которые перегружают газ поставщика после чего "национальность" газа проследить трудно. Именно это властям Литвы позволяет принимать в свой СПГ-терминал российский газ, не афишируя, откуда он прибыл изначально.

Прибалтийский бизнес действует по принципу "что не запрещено, то разрешено". Когда цена удобная, он покупает российский газ

"Однако получилось так, что российский СПГ периодически оказывается конкурентнее предложений иностранных компаний. В результате в тот же клайпедский терминал стал поступать газ, пусть и купленный у трейдеров, но изначально поставленный в западноевропейские хабы именно из России", - сказал в интервью "РГ" Игорь Юшков.

По его словам, прибалтийский бизнес действует по принципу "что не запрещено, то разрешено". Формального запрета на покупку сжиженного газа из России в Литве не существует, поэтому, когда складывается удобная ценовая конъюнктура, потребитель закупает у нас СПГ. Власти республики с этим поделать ничего не могут, добавил эксперт. По его словам, ряд поставок в прибалтийскую республику также идет небольшими танкерами. "Небольшие партии СПГ контрактует и Эстония", - говорит эксперт.

Перевалка часто происходит в Мурманской области, где с наших танкеров ледового класса СПГ переваливается на суда обычной проходимости "борт в борт". Такая сцепка выгодна обеим сторонам, поскольку сокращает транспортное плечо.

Эксперт делает вывод, что нынешняя сделка не первая, когда интересы продавца и покупателя совпадают. При этом можно говорить о тенденции, когда

СПГ из РФ идет не только во французский хаб, но и в места приема в Бельгии, Великобритании и других странах. Несмотря на то, что при перевалке газ теряет страну-производителя, востребованность российского газа в Европе доказана сегодняшним примером.

Автор: Максим Гребенников

Источник: Российская газета, 18.09.2019 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики