Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинские ультиматумы по транзиту газа подвели Россию к планам на "Турецкий поток-2"

Украинские ультиматумы по транзиту газа подвели Россию к планам на "Турецкий поток-2"

"Нафтогаз" расчетами стоимости транзита российского газа на пять лет лишь портит репутацию Украины в глазах европейцев. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

"Нафтогаз" озвучил свои расценки, которые намерен выставить "Газпрому" за транзит российского газа по Украине на ближайшие пять лет. В 2020-2024 годы при бронировании 60 млрд кубометров мощностей украинской ГТС тариф составит $3,21 за 1 тысячу кубов на 100 км. При бронировании 90 млрд кубометров цена транзита будет составлять $2,56 за 1 тысячу кубов на 100 км. В "Нафтогазе" уточнили, что в 2019 году транзит российского газа обойдется в $2,61 за 1 тысячу кубов на 100 км.

"Когда "Нафтогаз" представляет свои расчеты, это выглядит несколько странно, - отмечает аналитик. – Эта компания должна до конца нынешнего года пройти процедуру анбандлинга – разделения по видам деятельности. И "Нафтогаз" по итогам этой процедуры потеряет право заниматься вопросами газового транзита – они отойдут новой компании "Магистральные газопроводы Украины". Почему, зная это, "Нафтогаз" озвучивает какие-то расчеты – контракт будет заключаться уже не с ним.

Такая ситуация показывает, что директора украинской компании Андрей Коболев и Юрий Витренко, зарабатывающие миллионы долларов при нынешнем положении дел, надеются провести анбандлинг так, чтобы продолжить влиять на вопросы транзита, распределения и покупки газа. Но своими игрищами вокруг ценового вопроса эти господа подставляют Украину. После того, как Киев в обход газовых контрактов с Москвой, в суде попытался втрое повысить тариф на транзит газа, это опасные игры".

Украина как транзитер

19 сентября в Брюсселе состоялись трехсторонние переговоры с участием министров энергетики России, представителей Еврокомиссии и руководителей "Нафтогаза" и "Газпрома". Российская сторона в ходе переговоров предложила продлить соглашение на короткий срок, при этом представители Украины и ЕК утверждают, что продление действующего транзитного контракта невозможно, необходимо найти "другое решение". Россия предложила Украине договор на транзит газа на короткий срок, но Украину он не устраивает.

"Нафтогаз" заявил, что "Газпром" "впервые допустил возможность работать по европейским правилам с 1 января 2020 года", при условии, что на Украине к тому моменту их внедрят. Министр энергетики РФ Александр Новак подтвердил, что Москва готова работать по новому законодательству ЕС. Однако глава «Газпрома» Алексей Миллер не исключил, что Украина не успеет провести реформу "Нафтогаза", в этом случае, по его словам, необходимо рассматривать план "Б" - продление действующего контракта на транзит.

"Когда Украина подала иск в Стокгольмский арбитраж о повышении транзитных тарифов, это удивило многих. В том числе и европейских судей, которые, естественно, удовлетворить исковые требования отказались – цена и условия прокачки расписаны в контракте, заключенным Киевом и Москвой. И менять эти условия стороны могут лишь по обоюдному согласию. Но европейцы тогда внезапно поняли: Украина ведет одностороннюю игру, которая не в интересах ЕС. А значит, транзитер она ненадежный.

Сейчас руководство "Нафтогаза" заявлениями о намерениях повысить цену никак не улучшает ситуацию. Оно лишь дает России аргументы для того, чтобы в очередной раз сказать Европе: Киев недоговороспособен и намерен, не согласовывая с европейцами и "Газпромом" устанавливать грабительские тарифы. Как показывает практика, Брюссель пристально следит за такими финтами Киева и не оставит очередной выпад без внимания", - полагает эксперт.

Варианты и давление

Следующая встреча в формате "Россия-ЕС-Украина" по газовым вопросам должна пройти в конце октября. Десятилетний контракт на транзит российского газа в Европу истекает 31 декабря. Европе необходимо устойчивое продолжение транзита – это вопрос ее энергобезопасности. Без российского газа не будет необходимой электроэнергии для обеспечения промышленности, отопления целых государств в зимний период. Потому вариант прекращения газовых поставок из РФ для Брюсселя просто недопустим.

А значит, на Украину будет оказываться серьезное давление, чтобы контракт в том или ином виде появился. Или поставки газа осуществлялись даже без него. Похоже, эту позицию Европе до Киева донести уже удалось. "Мы не допускаем такой опции, как неподписание нового контракта", заявил по итогам переговоров 19 сентября глава Минэнерго Украины Алексей Оржель. Впрочем, после он все же признал риск срыва договоренностей с "Газпромом".

"Вопрос о транзитном тарифе увязывается в общий контекст газовых переговоров Украины и России. Для Москвы сейчас важно выиграть время – за 2020 год будут достроены обходные газопроводы "Северный поток-2" и "Турецкий поток". А также ответвлений от этих магистралей по Европе. Кроме того, российские власти, похоже, взяли курс на строительство "Турецкого потока-2", иначе не реанимировали бы трубы, которые прокладывались для "Южного потока".

Потому в переговорах с Украиной не исключено, что РФ пойдет на компромисс. Москва может согласиться на транспортировку газа по Украине в 2020-м по повышенному тарифу, но в меньших объемах, чем требует Киев. Формально это всеми сторонами может быть подано как победа. Но в реальности стратегически выигрывает Россия – прокачав пару лет по 40-50 млрд кубометров газа через Киев по завышенной цене, она сможет отказаться от украинского транзита.

И аргументов у Киева, чтобы помешать этому, уже не будет", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 21.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики