Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинские ультиматумы по транзиту газа подвели Россию к планам на "Турецкий поток-2"

Украинские ультиматумы по транзиту газа подвели Россию к планам на "Турецкий поток-2"

"Нафтогаз" расчетами стоимости транзита российского газа на пять лет лишь портит репутацию Украины в глазах европейцев. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

"Нафтогаз" озвучил свои расценки, которые намерен выставить "Газпрому" за транзит российского газа по Украине на ближайшие пять лет. В 2020-2024 годы при бронировании 60 млрд кубометров мощностей украинской ГТС тариф составит $3,21 за 1 тысячу кубов на 100 км. При бронировании 90 млрд кубометров цена транзита будет составлять $2,56 за 1 тысячу кубов на 100 км. В "Нафтогазе" уточнили, что в 2019 году транзит российского газа обойдется в $2,61 за 1 тысячу кубов на 100 км.

"Когда "Нафтогаз" представляет свои расчеты, это выглядит несколько странно, - отмечает аналитик. – Эта компания должна до конца нынешнего года пройти процедуру анбандлинга – разделения по видам деятельности. И "Нафтогаз" по итогам этой процедуры потеряет право заниматься вопросами газового транзита – они отойдут новой компании "Магистральные газопроводы Украины". Почему, зная это, "Нафтогаз" озвучивает какие-то расчеты – контракт будет заключаться уже не с ним.

Такая ситуация показывает, что директора украинской компании Андрей Коболев и Юрий Витренко, зарабатывающие миллионы долларов при нынешнем положении дел, надеются провести анбандлинг так, чтобы продолжить влиять на вопросы транзита, распределения и покупки газа. Но своими игрищами вокруг ценового вопроса эти господа подставляют Украину. После того, как Киев в обход газовых контрактов с Москвой, в суде попытался втрое повысить тариф на транзит газа, это опасные игры".

Украина как транзитер

19 сентября в Брюсселе состоялись трехсторонние переговоры с участием министров энергетики России, представителей Еврокомиссии и руководителей "Нафтогаза" и "Газпрома". Российская сторона в ходе переговоров предложила продлить соглашение на короткий срок, при этом представители Украины и ЕК утверждают, что продление действующего транзитного контракта невозможно, необходимо найти "другое решение". Россия предложила Украине договор на транзит газа на короткий срок, но Украину он не устраивает.

"Нафтогаз" заявил, что "Газпром" "впервые допустил возможность работать по европейским правилам с 1 января 2020 года", при условии, что на Украине к тому моменту их внедрят. Министр энергетики РФ Александр Новак подтвердил, что Москва готова работать по новому законодательству ЕС. Однако глава «Газпрома» Алексей Миллер не исключил, что Украина не успеет провести реформу "Нафтогаза", в этом случае, по его словам, необходимо рассматривать план "Б" - продление действующего контракта на транзит.

"Когда Украина подала иск в Стокгольмский арбитраж о повышении транзитных тарифов, это удивило многих. В том числе и европейских судей, которые, естественно, удовлетворить исковые требования отказались – цена и условия прокачки расписаны в контракте, заключенным Киевом и Москвой. И менять эти условия стороны могут лишь по обоюдному согласию. Но европейцы тогда внезапно поняли: Украина ведет одностороннюю игру, которая не в интересах ЕС. А значит, транзитер она ненадежный.

Сейчас руководство "Нафтогаза" заявлениями о намерениях повысить цену никак не улучшает ситуацию. Оно лишь дает России аргументы для того, чтобы в очередной раз сказать Европе: Киев недоговороспособен и намерен, не согласовывая с европейцами и "Газпромом" устанавливать грабительские тарифы. Как показывает практика, Брюссель пристально следит за такими финтами Киева и не оставит очередной выпад без внимания", - полагает эксперт.

Варианты и давление

Следующая встреча в формате "Россия-ЕС-Украина" по газовым вопросам должна пройти в конце октября. Десятилетний контракт на транзит российского газа в Европу истекает 31 декабря. Европе необходимо устойчивое продолжение транзита – это вопрос ее энергобезопасности. Без российского газа не будет необходимой электроэнергии для обеспечения промышленности, отопления целых государств в зимний период. Потому вариант прекращения газовых поставок из РФ для Брюсселя просто недопустим.

А значит, на Украину будет оказываться серьезное давление, чтобы контракт в том или ином виде появился. Или поставки газа осуществлялись даже без него. Похоже, эту позицию Европе до Киева донести уже удалось. "Мы не допускаем такой опции, как неподписание нового контракта", заявил по итогам переговоров 19 сентября глава Минэнерго Украины Алексей Оржель. Впрочем, после он все же признал риск срыва договоренностей с "Газпромом".

"Вопрос о транзитном тарифе увязывается в общий контекст газовых переговоров Украины и России. Для Москвы сейчас важно выиграть время – за 2020 год будут достроены обходные газопроводы "Северный поток-2" и "Турецкий поток". А также ответвлений от этих магистралей по Европе. Кроме того, российские власти, похоже, взяли курс на строительство "Турецкого потока-2", иначе не реанимировали бы трубы, которые прокладывались для "Южного потока".

Потому в переговорах с Украиной не исключено, что РФ пойдет на компромисс. Москва может согласиться на транспортировку газа по Украине в 2020-м по повышенному тарифу, но в меньших объемах, чем требует Киев. Формально это всеми сторонами может быть подано как победа. Но в реальности стратегически выигрывает Россия – прокачав пару лет по 40-50 млрд кубометров газа через Киев по завышенной цене, она сможет отказаться от украинского транзита.

И аргументов у Киева, чтобы помешать этому, уже не будет", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 21.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики