Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Драма пока не просматривается»

«Драма пока не просматривается»

Константин Симонов — об инциденте с трубопроводом «Дружба»

С трубопроводом «Дружба» снова возникли проблемы: прокачка нефти была прервана на девять часов. По словам советника президента «Транснефти» Игоря Демина, поставки топлива возобновились в понедельник утром. Ранее польский оператор PERN S.A., который поставляет по «Дружбе» нефть на НПЗ в Польше и Германии, сообщал, что вечером в воскресенье произошла утечка из-за попытки нелегальной врезки в трубопровод. Из-за этого топливо разлилось на площади около 30 квадратных метров. Очередной инцидент может негативно отразиться на репутации России как поставщика нефти в Европу, отметил в прямом эфире директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Насколько серьезна приостановка прокачки на девять часов и разлитие топлива?

— Судя по информации, которую предоставила «Транснефть», уже в районе 5 утра по московскому времени в понедельник прокачка была восстановлена. Поэтому пока говорить о какой-то серьезной катастрофе, сопоставимой или даже близко подбирающейся по последствиям к истории конца апреля с попаданием дихлорэтана в трубу, конечно, пока не приходится. Я не до конца понимаю, какая там могла быть незаконная врезка на польской территории. Но, тем не менее, пока, с точки зрения технологический последствий, масштаба аварии, самое главное — «Транснефть» говорит, что прокачка уже с утра была восстановлена.

История с «Дружбой» имеет очень много измерений, в том числе и внутрироссийское — она породила настоящую войну двух государственных компаний «Транснефть» и «Роснефть», с этим еще предстоит нам разбираться, идет дискуссия на тему изменения системы контроля за пунктами учета нефти и прочее, прочее, прочее.

Но есть, конечно, и внешние измерения, связанные с репутацией России как поставщика энергоносителей — здесь тоже много в нас стрел было направлено. Вот в контексте вопроса, насколько надежна Россия как поставщик углеводородов в Европу, самое главное — чтобы такого рода истории не носили длительный характер. Пока все-таки я вижу, что драма не просматривается.

— Но это очередной инцидент за довольно небольшой промежуток времени. Можно ли говорить, что речь идет о каких-то системных проблемах?

— Верно, эта история никак не рассосется, извините за грубое слово. Ведь, по сути дела, это произошло, напомню, еще в апреле, то есть мы уже пять месяцев фактически находимся в ситуации, когда эта история постоянно о себе напоминает. В том числе и новостями из-за рубежа — и забастовки на немецких заводах, и заявления Лукашенко, что они северную часть «Дружбы» у России отберут. Вот теперь, значит, польская врезка. Не говоря уже про то, что до сих пор нет, вообще, понимания, а что произошло с нефтепроводом «Дружба». Никакого официального ответа нет. Правительственные комиссии создавались, но никаких результатов, выводов мы не видим. Нам за пять месяцев внятно не объяснили: что случилось, кто виноват, какие выводы из этого будут сделаны. Поэтому, конечно, в такой ситуации, когда даже мы внутри страны не разобрались, такого рода внешние новости нам, безусловно, улыбок на лице не добавляют.

— Этот случай может быть неким аргументом в споре между «Роснефтью» и «Транснефтью»?

— Здесь все-таки посложнее. Почему? Эта история произошла на территории Польши. Как вы понимаете, «Транснефть» не имеет возможности управлять этой системой на польской территории, там есть польская компания, которая занимается транспортировкой нефти через свою территорию. Поэтому и предъявить здесь претензии довольно сложно. История с немецкими заводами другая — там-то собственником сама «Роснефть» является. Неслучайно «Транснефть» так открыто обвинила «Роснефть», что она сама подогревает интригу. Но в случае с Польшей «Роснефть» акционером не является, поэтому я в этом случае какого-то российского следа, честно говоря, не вижу. Но, правда, у нас и других случаев хватает — с ними бы разобраться.

Беседовала Наталья Жданова

Источник: Коммерсантъ FM, 23.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики