Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Если льготы не давать, тогда добыча будет сокращаться"

"Если льготы не давать, тогда добыча будет сокращаться"

Игорь Юшков – ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов на Московском финансовом форуме заявил, что в настоящее время около 50% проектов в российской нефтедобывающей отрасли пользуются льготами по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а ежегодная сумма этих льгот в 2018 г. достигла 1,08 трлн руб. по сравнению с 459 млрд руб. – в 2013 г., когда льготы получали лишь 27% проектов в сегменте добычи. В Минфине ожидают, что к 2033 г. доля льготируемой добычи нефти в Российской Федерации вырастет до 90% от совокупно налогооблагаемой.

Нельготируемая добыча, по мнению Минэнерго, будет падать.

В то же время Сазанов сказал, что рост объема льгот «абсолютно не приводит» к увеличению объема инвестиций в нефтедобывающий сектор. Средства, высвободившиеся у компаний благодаря льготам, направляются на дивиденды, выкупы акций, погашение кредитов, но не направляются в инвестиции.

При этом Сорокин признал, что потери бюджета будут значительнее, если государство не будет поддерживать нефтяников льготами. Сорокин сказал, что льготы в 2018 г. в 1 трлн руб. по льготируемым категориям добычи принесли дополнительных налогов 1,7 трлн руб.

Комментарий эксперта.

Ситуация с себестоимостью добычи нефти в России действительно серьезная. Большая часть нефти добывается на старых, запущенных в советское время месторождениях гигантах. И эти участки уже перешли в стадию естественного истощения и падения производства. А новых крупных проектов не так много. Россия не уникальна в этом плане. Многие страны сталкивались с подобной проблемой. И все идут по пути стимулирования добычи в том числе за счет налоговых льгот. Так, анпример уже к 1970-м годам власти США поняли, что в перспективе добыча нефти и газа в стране будет снижаться и начали предоставлять налоговые льготы для любых нетрадиционных разработаток.

В итоге в комплексе с рядом других факторов, налоговые льготы привели к "сланцевой революции" и к тому, что США сейчас мировые лидеры по добыче нефти и газа и от статуса крупнейшего импортера перешли в статус нетто экспортера нефти и газа. В России также объективно необходимы льготы для проектов добычи нефти и газа. С этим фактически никто не спорит. Проблема в том, как распределяются эти льготы и эффективно ли работают. Именно в направлении адрестности и четкого контроля мы и должны идти.

Если льготы не давать, тогда добыча будет сокращаться (остановятся старые месторождения, добыча на которых возможна только пи применении затратных методов технологий и не начнется на новых месторождениях, где стартовые затраты велики). А снижение добычи будет означать, что нефтяники не будут обеспечивать заказами другие отрасли, люди будут терять работу, а они тратят получаемые деньги в основном в России, значит произойдет спад экономической активности во всей экономике и т.д. Поэтому стоит согласиться с Минэнерго, которое говорит о том, что льготы для нефтяников себя окупают.

Проблему подобных споров должна была решить реформа - переход на НДД. Смысл этого налога в том, что компании платят мало налогов или платят вовсе, когда у них нет прибыли (на старте или при завершающей стадии проектов). Но когда у них добыча достигла пика и высокая прибыль, то налогов они должны платить больше. Таким образом, предоставление льгот должно происходить не по принципу "А вот тем компаниям дали льготы и нам дайте", как это у нас происходит зачастую, а исключительно технически - когда встает вопрос о том, что без послаблений производства и вовсе не будет.

Опубликовано: ИРТТЭК, 24.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики