Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Если льготы не давать, тогда добыча будет сокращаться"

"Если льготы не давать, тогда добыча будет сокращаться"

Игорь Юшков – ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов на Московском финансовом форуме заявил, что в настоящее время около 50% проектов в российской нефтедобывающей отрасли пользуются льготами по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а ежегодная сумма этих льгот в 2018 г. достигла 1,08 трлн руб. по сравнению с 459 млрд руб. – в 2013 г., когда льготы получали лишь 27% проектов в сегменте добычи. В Минфине ожидают, что к 2033 г. доля льготируемой добычи нефти в Российской Федерации вырастет до 90% от совокупно налогооблагаемой.

Нельготируемая добыча, по мнению Минэнерго, будет падать.

В то же время Сазанов сказал, что рост объема льгот «абсолютно не приводит» к увеличению объема инвестиций в нефтедобывающий сектор. Средства, высвободившиеся у компаний благодаря льготам, направляются на дивиденды, выкупы акций, погашение кредитов, но не направляются в инвестиции.

При этом Сорокин признал, что потери бюджета будут значительнее, если государство не будет поддерживать нефтяников льготами. Сорокин сказал, что льготы в 2018 г. в 1 трлн руб. по льготируемым категориям добычи принесли дополнительных налогов 1,7 трлн руб.

Комментарий эксперта.

Ситуация с себестоимостью добычи нефти в России действительно серьезная. Большая часть нефти добывается на старых, запущенных в советское время месторождениях гигантах. И эти участки уже перешли в стадию естественного истощения и падения производства. А новых крупных проектов не так много. Россия не уникальна в этом плане. Многие страны сталкивались с подобной проблемой. И все идут по пути стимулирования добычи в том числе за счет налоговых льгот. Так, анпример уже к 1970-м годам власти США поняли, что в перспективе добыча нефти и газа в стране будет снижаться и начали предоставлять налоговые льготы для любых нетрадиционных разработаток.

В итоге в комплексе с рядом других факторов, налоговые льготы привели к "сланцевой революции" и к тому, что США сейчас мировые лидеры по добыче нефти и газа и от статуса крупнейшего импортера перешли в статус нетто экспортера нефти и газа. В России также объективно необходимы льготы для проектов добычи нефти и газа. С этим фактически никто не спорит. Проблема в том, как распределяются эти льготы и эффективно ли работают. Именно в направлении адрестности и четкого контроля мы и должны идти.

Если льготы не давать, тогда добыча будет сокращаться (остановятся старые месторождения, добыча на которых возможна только пи применении затратных методов технологий и не начнется на новых месторождениях, где стартовые затраты велики). А снижение добычи будет означать, что нефтяники не будут обеспечивать заказами другие отрасли, люди будут терять работу, а они тратят получаемые деньги в основном в России, значит произойдет спад экономической активности во всей экономике и т.д. Поэтому стоит согласиться с Минэнерго, которое говорит о том, что льготы для нефтяников себя окупают.

Проблему подобных споров должна была решить реформа - переход на НДД. Смысл этого налога в том, что компании платят мало налогов или платят вовсе, когда у них нет прибыли (на старте или при завершающей стадии проектов). Но когда у них добыча достигла пика и высокая прибыль, то налогов они должны платить больше. Таким образом, предоставление льгот должно происходить не по принципу "А вот тем компаниям дали льготы и нам дайте", как это у нас происходит зачастую, а исключительно технически - когда встает вопрос о том, что без послаблений производства и вовсе не будет.

Опубликовано: ИРТТЭК, 24.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики