Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выход в ноль: зачем Польша пообещала "избавиться" от российской газовой зависимости

Выход в ноль: зачем Польша пообещала "избавиться" от российской газовой зависимости

Уполномоченный правительства республики по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры заявил, что к концу 2022 года Польша полностью откажется от российского газа.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков специально для Baltnews оценил реальность планов уполномоченного правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Польши Петра Наимского по полному отказу от российского газа страной к 2022 году.

"Если мы это рассматриваем исключительно в теории, то в принципе это возможно. Но для этого польше необходимо расширить нынешний СПГ терминал . Сейчас его мощность 5 млрд. кубов, но этот СПГ используется примерно на половину. И Польша планирует расширить его до 7,5 млрд. Плюс – Baltic pipe – газопровод из Норвегии, тоже на 5 млрд. кубов. Таким образом, в сумме через эти артерии можно будет получать 10 млрд. кубов. И примерно столько же – 9,5 или 10 млрд. – Польша закупает сейчас у России", – заметил Юшков.

Однако, подчеркнул эксперт, на практике ситуация обстоит иным образом.

"Во-первых, почему сейчас Польша не закупает 5 млрд. кубов и не загружает полностью свой СПГ терминал? И ответ прост – СПГ обходится гораздо дороже. А если на 7,5 млрд. так Польша еще больше денег потратит. Польские компании прекрасно это понимают, поэтому СПГ терминалом не пользуются", – сказал Юшков.

Второй причиной, по мнению аналитика, является сам подающий надежды газопровод Baltic Pipe.

"Не факт, что когда норвежская труба будет достроена, у Норвегии будет газ для продажи. Потому что эта страна сталкивается с проблемой нехватки газа. Месторождение в Северном море находится в стадии естественного истощения, надо уходить в норвежское Баренцево море, а они этого не делают. Слишком дорого, опасаются, что при нынешних ценах проекты станут убыточными. Поэтому Норвегия прогнозирует себе в следующем десятилетии падение производства газа. Лишнего газа для Польши нет", – добавляет Юшков.

При таком стечении обстоятельств, без помощи сторонних сил, труба в Польшу будет "полупустая".

Таким образом, учитывая польские планы, заметил эксперт, Польша может поспособствовать строительству норвежской трубы, которая не будет загружена или СПГ терминал, который также не будет использоваться полностью.

Соглашение между США, Польшей и Украиной по дальнейшей продаже американского СПГ через польский терминал кажется в этом плане неудачными.

"То есть получается, что часть мощностей Польша будет использовать для дальнейшего транзита на европейский рынок газа, соседям продавать. И тогда им самим точно не хватит газа, так как даже полной загрузки будет хватать только для себя", – резюмировал Юшков.

Эксперт полагает, что ЕС "все же дожмет" Польшу в решении о сокращении угля, и тогда точно не будет вариантов отказаться от российского газа.

"Вероятный вариант, что Польша сократит закупки. Конечно, как и соседи, себе в убыток. Ведь другой газ гораздо дороже", – заключил аналитик.

"Сильное" решение

В эфире "Польского радио" уполномоченный правительства республики по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский заявил, что отказ от российского газа страной возможен.

Это может произойти уже к концу 2022 года.

По словам чиновника, иные доставки могут поступать через другие направления, с помощью СПГ-терминала в Свиноуйсьце и газопровода Baltic Pipe, который планируют достроить в 2022 году.

"Этот газопровод, а также расширенный терминал — это наш стратегический выход из сложившейся зависимости от россиян. После 2022 года эта проблема будет решена, весь импорт газа в Польшу будет поступать с другого направления", – заключил он.

Источник: baltnews.ee, 04.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики