Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трубопровод "для галочки": Balticconnector не подарит Эстонии газовую независимость

Трубопровод "для галочки": Balticconnector не подарит Эстонии газовую независимость

Эстония готовится к запуску нового трубопровода Balticconnector, который, как считается, наконец-то избавит страну от углеводородов Москвы. Эйфория настолько сильна, что СМИ даже не задумываются об экономической целесообразности проекта и его перспективах.

Тема "освобождения" от российского газа в Прибалтике последние несколько лет была практически главным "мейнстримом", который хоть иногда отвлекал общественное мнение от беспредметной русофобской полемики. Попытка стать независимыми от углеводородов "Газпрома" – это, по сути, практически единственная тема, где прибалтийские власти могли хоть немного углубляться в конкретику и объяснить населению, насколько такие инициативы выгодны.

Однако слишком сильно вдаваться в детали проектов по "освобождению" от российского газа крайне опасно. Можно в итоге нечаянно обнаружить, что республики Балтии, по сути, просто повторяют мнимые достижения Киева, который перекупает углеводороды Москвы у Европы.

Особенно хорошо это видно на примере строящегося трубопровода, связывающего Эстонию и Финляндию. 

Магистраль новая, а проблемы старые

Как недавно написали, газопровод Balticconnector протяженностью 55 км и стоимостью 43,4 млн евро будет готов к декабрю 2019 года. В данный момент работы по прокладке магистрали ведутся в волостях Кийли, Саку, Сауэ, Ляэне-Харью и городе Кейла. Прокладка трубопровода диаметром 711 мм уже началась и на полуострове Пакри (она завершится в Кийли). На официальном сайте проекта пишут, что оборудование компрессорной станции было заполнено природным газом, после чего начался пробный запуск.

Как утверждает оператор системы электропередач Эстонии, новый трубопровод из Финляндии начнет свою работу уже в начале 2020 года.

В прибалтийских СМИ появились радостные сообщения о том, что в соответствии с новым соглашением газ со следующего года будут передавать между Финляндией, Эстонией и Латвией без дополнительных затрат. А после окончания работ над газовыми смычками между Литвой и Польшей местный газовый рынок так и вообще якобы не будет зависеть от поставок "Газпрома". В общем, сплошная радость и эйфория.

А теперь сухие факты и суровая реальность. В Финляндии, откуда прокладывают сейчас трубопровод, своего газа нет. Теоретически наполнить магистраль углеводородами может Норвегия. Только вот скандинавская страна объявила, что уровень добычи она поднимать не намерена.

Более подробно об этом рассказал директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов."Норвегия неоднократно заявляла, что ее нынешняя ресурсная база не позволяет нарастить добычу, а значит, ни о каком серьезном увеличении экспорта речи не идет. В Осло говорят, что добыча даже будет уменьшаться. Вообще если посмотреть на страны ЕС, то мы видим общую тенденцию по снижению.

Даже если предположить, что Эстония выкупит часть экспорта газа Норвегии, которая предназначалась Германии, думаете, у кого Берлину придется покупать "голубое топливо"? Конечно, у России", – заявил эксперт. 

Директор Института национальной энергетики также отметил, что от того, что в Евросоюзе будет больше подобных газопроводов, главный поставщик не изменится. В ЕС все равно будут идти преимущественно российские углеводороды. Вопрос цены тоже особой роли не играет. Безусловно, стоимость на "голубое топливо" из какого-нибудь трубопровода в определенный период может чуть отличаться от, скажем, поставок СПГ. Тут могут влиять как цена на нефть, так и ситуация на бирже.

"Но в целом "Газпрому" все равно. Balticconnector никакой серьезной конкуренции не создаст. Газа от него в регионе больше не станет. Экономическая целесообразность весьма сомнительна. Но, учитывая небольшие масштабы такой магистрали, это, вероятно, мало кого заботит в Европе. Сам по себе рынок Эстонии весьма маленький.

Для Брюсселя финансовая помощь на подобный газопровод – это небольшие расходы. Стоит вопрос о диверсификации? Пожалуйста, вот вам средства. А тот факт, что окупаемость всего проекта стоит под большим знаком вопроса, – это, учитывая небольшие масштабы и объем поставок, в Европе никого не беспокоит", – заключил эксперт.

Никакой перспективы: газопровод "для галочки"

С одним фактом, конечно, не поспоришь. Таллину прокладка подобного трубопровода обошлась очень дешево. Большую часть расходов взял на себя Евросоюз. Можно даже предположить, что Эстония получит пользу (разовую) от освоения такой финансовой помощи, из которой какую-то часть можно вообще себе в карман положить. Но даже если бы это могло оказаться правдой, выгода слишком уж мизерная. Перспектив никаких она не дает.

Кстати, о потенциале. Balticconnector даже нет смысла продлевать дальше на юг. Более подробно об этом рассказал аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Для начала следует отметить, что потребление газа в Финляндии (2,65 млрд куб в год) и в Эстонии вообще не слишком большое.

Таллин так вообще для своей энергетики преимущественно использует сланцевые породы с вкраплением нефти, которые добываются в Ленинградской области. Жесткой необходимости в Balticconnector у Эстонии, по сути, нет.

Тут скорее вопрос повышения надежности газоснабжения, точнее, диверсификации. Если не ошибаюсь, в ЕС есть даже специальные требования к своим членам, в соответствии с которыми каждая страна должна иметь как минимум три источника поставок углеводородов. В идеале это должно быть два газопровода и один СПГ-терминал. Вот Эстония и выполняет "норму". Только с экономической целесообразностью все плохо", – считает эксперт.

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности также отметил, что Эстония в данном случае далека от прагматичности. Особенно это видно в сравнении с той же Финляндией, которая спокойно покупает десятилетиями углеводороды у "Газпрома" и не особо беспокоится. Да и с чего бы? Цена устраивает, перебоев еще ни разу не случалось. Финляндия даже одна из первых выдала разрешение на прокладку в своей акватории газопровода "Северный поток–2", поскольку не обнаружила в ней никаких нарушений экологических норм. Эстония же создает себе только проблемы и приобретает дополнительных посредников.

"Кроме того, что Balticconnector экономически бесполезен, газопровод нет смысла продлевать дальше на юг, чтобы увеличить его ценность. Это, кстати, касается и другого похожего проекта Baltic Pipe. По нему, правда, есть трехсторонняя договоренность (документ подписан 31 августа) Польши, Украины и США о том, что американский газ будет поступать в польский СПГ-терминал, а потом по новому газопроводу идти в сторону Киева. Но там точно такая же проблема, как и с Balticconnector. У Норвегии нет лишнего газа. Осло не собирается сейчас разрабатывать новые месторождения в Баренцевом море. Проекты себя не окупят.

А куда еще можно "продлить" Balticconnector? На Балканы? В Центральную Европу? Там уже есть ветки от "Газпрома". Даже газ от "Северного потока–1" после Германии, попадает в газовый хаб Баумгартен (Австрия), из которого его распределяют по Южной и Центральной Европе. Это если не считать "Турецкого потока", у которого уже готова перемычка Сербии и Болгарии, то есть Балканы уже полностью "запитаны" углеводородами Москвы", – делает вывод эксперт.

Победа над газом "по-украински"

Выходит, как бы ни радовались эстонские СМИ или политики, Balticconnector никого от российского газа не освободит. Он просто станет еще одной магистралью, по которой пойдут углеводороды из России.Ирония в том, что Москва от постройки и запуска Balticconnector вообще не потеряет ни одного рубля. Ну, будет она продавать больше "голубого топлива" Финляндии, и что? А вот Эстония, учитывая тот факт, что станет приобретать углеводороды не напрямую у России, а через посредника, заплатит больше. Сразу же вспоминается "украинский шаблон", когда Киев "победил" зависимость от "Газпрома", начав покупать его же газ, но у европейцев, причем по более дорогой цене.

Что ж, российский газ в информационном поле Эстония, может, и победит, жаль вот, что с географией и арифметикой так нельзя. Они, черт побери, снова оказались на стороне углеводородов из России.

Автор: Илья Морозов

Источник: baltnews.ee, 06.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики