Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Российский газ был, есть и останется»

«Российский газ был, есть и останется»

На заседании Финансового клуба, организованного «Финансовой газетой», эксперты проанализировали ситуацию на глобальном газовом рынке и обсудили перспективы российского трубного природного газа и СПГ. ET предлагает вниманию читателей ключевые фрагменты дискуссии «Глобальный газовый передел: вызовы и перспективы».

Идем на сжижение?

Виктор Калюжный, президент Консорциума «Союзнефтегазинвест» и экс-министр топлива и энергетики РФ, отметил, что у России сегодня нет проблем с газовым сырьем, равно как и нет конкурентов на газовом рынке. При этом, по его мнению, «государству нужно определиться со своей политикой: идем ли мы на сжижение или остаемся в зоне чистого газа. России бояться здесь нечего. Передела здесь я не вижу – как-то опосредованно участвуют американцы, но у них нет газа, и поэтому они только могут высказать свое мнение, на кого-то давить, мешать и т.д.».

России нужно искать пути взаимоотношений с Украиной, не торгуясь за свое собственное “я”

Эксперт полагает, что сегодня России нужно искать пути взаимоотношений с Украиной, «не торгуясь за свое собственное “я”, а найти выход из создавшегося положения. «Нужно переменить свою политическую позицию с точки зрения активизации, понимания и поиска того решения, которое наших соседей вернет в лоно понимания того, что ни Украина не может жить без России, ни Россия – без Украины. И если в этой ситуации газ может стать такой точкой, нужно ее искать», – считает Калюжный.

Он отмечает, что есть стратегические вопросы по газу – нужно ли строить столько газопроводов, если да, то куда – с гарантией того, что они полностью обеспечат экономику транзита достаточно длинного коридора, например, с Ямала. Калюжный полагает, что затормозить «Северный поток-2» уже невозможно, несмотря на усилия ряда стран, и это понимание есть у Германии: «Российский газ нужен, и российский газ был, есть и останется в приоритете».

Передел в пользу газа

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отмечает остроту темы глобального газового передела – звучат громкие лозунги, такие, как «газовые войны», «газовое оружие», но он предлагает рассмотреть эту тему в другом аспекте. Речь идет о переделе мировой энергетики в пользу газа: «Эта тема как будто бы замалчивается. Если XIX век – это был век угля, XX – век нефти, каким будет XXI век?

Создание газового ОПЕК как некая глобальная угроза рассматривалась очень серьезно

Предполагалось, что плавно перетечет в сторону более чистого, более экономически эффективного и имеющего большие запасы и перспективы разработки природного газа. Но в какой-то момент на Западе, который является законодателем мод, возникло ощущение, что это большой риск для них, потому что большая часть ресурсов, запасов газа сосредоточена даже не в большом количестве стран, не входящих в периметр западного мира, а просто в 3-4 странах. То есть создание газового ОПЕКа как некая глобальная угроза рассматривалась очень серьезно».

Формирование свободного рынка газа могло бы привести к очень серьезному политическому, геополитическому усилению стран, обладающих газовыми ресурсами, уверен Гривач. «Ситуация изменилась после того, как США начали интенсивно разрабатывать сланцевый газ, и получилось, что к потенциальным участникам держателя газового картеля мирового присоединились и США. Теперь уже про газ говорят более комплементарно, но все-таки попытки проскочить эту историю и сразу перейти к возобновляемой энергетике, шагнуть твердым шагом в светлое безуглеродное будущее, предпринимаются», – говорит Гривач

Трансформация энергобаланса будет происходить в сторону газа 

Для эксперта очевидно, что даже с точки зрения физики, статистики и экономики возобновляемым источникам энергии перейти с нынешних 3% к доминирующей роли на рынке в ближайшее десятилетие не представляется возможным. Он уверен, что трансформация энергобаланса будет происходить в сторону газа: «Сейчас газ занимает в мировой энергетике лишь третье место, уступая нефти и даже углю, что абсолютно не соответствует тем климатическим ориентирам, целям и задачам, которые декларируются в качестве глобального консенсуса».

Говоря о газе в Евросоюзе, Гривач напоминает, что Европа является крупнейшим нетто-импортером газа в мире (хотя крупнейшим потребителем остается Северная Америка): «В ЕС очень высок уровень зависимости от внешних ресурсов».

С 2010-го по 2018 год европейская добыча потеряла примерно 85 млрд кубометров газа, т.е. около 40% своей добычи, и эта тенденция – долгосрочная, уверен Гривач: недавно было принято решение о закрытии месторождения Гронинген, новые запасы в Северном море практически не открываются, надежды на Черное море не оправдываются. Поэтому потребности европейского рынка в импорте будут увеличиваться.

Говоря об источниках поставок газа в ЕС, Гривач отмечает, что несмотря на направленность энергетической политики Евросоюза против российского газа и попытки снизить зависимость от него, с 2010 по 2014 г. поставки российского газа в ЕС держались на одном уровне, при этом увеличивалась доля России из-за падения самого рынка. Он также обращает внимание на рост рынка СПГ: примерно с 300 млрд кубометров в 2010 г. до 430 в 2018 г., то есть произошел рост примерно на 40%, и этот объем ушел на азиатские рынки, которые являются традиционными направлениями поставок СПГ.

Гривач указывает, что за последние три года, когда Россия увеличивала долю физических поставок на рынки ЕС, наблюдался заметный всплеск инвестиций и ввода СПГ-мощностей: они выросли за этот период на 100 млрд кубометров.

В первом полугодии 2019 года произошло серьезное изменение на европейском рынке, отмечает Гривач: за первое полугодие более чем в два раза выросли поставки СПГ, при этом российский объем и рынок практически не пострадали (есть небольшой прирост), упали поставки газа из Алжира. По словам эксперта, это случилось не из-за повышения конкурентоспособности СПГ на европейском рынке, а было связано с тем, что масштабные вводы новых мощностей в 2019-м и в предыдущие годы наложились на замедление спроса в Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке.

«Есть понимание, что европейский рынок будет расти с точки зрения потребления, - отмечает Гривач, - а значит, для того чтобы иметь возможность конкурировать в новой нише, нужна инфраструктура. А вся российская инфраструктура, к примеру, по итогам прошлого года была загружена практически полностью, что с технологической точки зрения тоже не очень хорошо».

Эксперт обращает внимание на то, что энергетический баланс Евросоюза достаточно инерционен: доля газа вообще не изменилась почти за 20 лет. Существенно выросла доля возобновляемых источников, но она составляет пока лишь 10% всего потребления, в том числе в связи с нестабильностью источника поставок энергии, коими являются ветер и солнце в отсутствие экономически эффективных систем хранения и накопления электроэнергии. «Если Европа будет идти по пути отказа от угля, то, скорее всего, долю угля будет по крайней мере частично заменять газ. В газовом эквиваленте это примерно 250 млрд куб м. Хотя бы половина этой доли для газа – это уже плюс 100 млрд», – прогнозирует Гривач.

Автор: Мария Затейчук

Источник: Economy Times, 10.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики