Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Приближение морозов убеждает Германию поддержать план России на украинский транзит

Приближение морозов убеждает Германию поддержать план России на украинский транзит

Встреча главы Газпрома" Миллера с представителем Германии по транзиту газа через Украину выдала беспокойство Берлина отсутствием соглашений. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер и уполномоченный федерального правительства ФРГ по транзиту газа через Украину Георг Граф Вальдерзее обсудили вопросы организации поставок российского газа в страны дальнего зарубежья с 1 января 2020 года. Российская компания объявила: Украина ведет работу по внедрению в свое законодательство положений Третьего энергетического пакета ЕС. Именно с этим "Газпром" связывает дальнейшие поставки в ЕС. Но это долгая процедура - к январю Киев рискует не успеть.

"Ситуация сложилась крайне интересная: Россия апеллирует к тому, что Украина должна перейти на нормы ЕС в газовой сфере, - отмечает специалист. – Это подразумевает проведение кардинальных реформ на Украине. "Нафтогаз" будет разделен на компанию, занимающуюся добычей газа и оператора по транспортировке. Пока же в Москве указывают: пока реформа не завершена, не с кем даже вести переговоры по будущему транзиту.

В этих условиях Россия нашла простейший выход – предложила просто продлить существующий контракт в качестве временной меры. "Газпрому" нужны "короткие" контракты с Украиной, Киеву же, наоборот, выгодны долгосрочные договоренности – он заявляет, что это позволит привлечь инвесторов в модернизацию газотранспортной системы. Но России достаточно годового контракта, чтобы завершить обходные газопроводы, после чего исполнять обязательства перед ЕС станет существенно проще".

Ловушка для Украины

"Газпром" по итогам встречи Миллера с Вальдерзее отчитался: в рамках газовых реформ Украине придется обеспечить независимость национального регулятора в энергетической сфере и создать сертифицированного независимого газотранспортного оператора. А прохождение оператором сертификации и лицензирования требует подготовки и занимает долгий срок. Кроме того, до сих пор не утверждена экономически обоснованная и прозрачная методика тарифообразования на транспортировку газа для независимого оператора.

Российская компания отмечает: если эта комплексная работа не будет завершена к 1 января 2020 года, единственный вариант сотрудничества на переходный период - продление действующего договора на транзит газа, адаптированного к актуальным рыночным условиям. Примерно о том же накануне говорил глава Минэнерго России Александр Новак. По его словам, будущий контракт с Украиной по транзиту газа в 2020 году должен сопровождаться пересмотром тарифов. Сейчас они существенно выше, чем в Европе.

"Украина попала в сложную ситуацию, винить в которой ей следует только себя. По сути, она вручила России сильный козырь против собственных аргументов. Если бы Киев провел процедуру разделения "Нафтогаза" и создал лицензированного оператора по транзиту, как обещал еще несколько лет назад, все было бы иначе. Успей Киев это сделать к началу активных переговоров с Европой и Россией, у него появились бы возможности для маневра. А в нынешних реалиях аргументы Москвы выглядят очень весомыми.

Если бы Украина внедрила нормы ЕС, то могла бы заявить, что выполнила все требования Европы и теперь Россия "выкручивает руки", чтобы шантажировать вопросом продления транзита. Но теперь апеллировать к этому Киев не может, так как сам сформировал к себе претензии европейцев и РФ. Он не выполнил взятые на себя обязательства, поставив этим под угрозу снабжение Европы газом в разгар зимы. И настаивать на своих требованиях по контракту теперь в целом не может", - подчеркивает специалист.

"Хоть какой-то контракт"

Киев не раз говорил, что надеется на подписание десятилетнего контракта с РФ на транзит газа в Европу с повышением цены транзита при малых объемах ежегодной прокачки. Но Россия построила "Турецкий поток" и достраивает "Северный поток-2", которые в сумме позволят прокачивать в обход Украины 86,5 млрд кубометров газа в год. Однако Москве нужен год, чтобы ввести эти мощности в эксплуатацию и постепенно довести до полной загрузки. А обязательства по снабжению ЕС газом нужно выполнять и в 2020-м.

Европейские нормы, имплементированные в украинское законодательство, позволят компании-оператору выставлять мощности украинской ГТС на аукцион, единственным участником которого станет "Газпром". Он по мере необходимости будет выкупать необходимые для себя объемы без обременительных долгосрочных контрактов с Украиной. То есть Москве нужно сейчас "короткое" соглашение с Украиной, чтобы впоследствии она лишилась возможностей диктовать условия в вопросах газового транзита.

"Встреча Миллера с Вальдерзее вполне показательна: немцы понимают, что холода приближаются, и они остаются в "подвешенном состоянии" по поставкам энергоносителей. Прекращение поставок российского газа в начале января чревато для них огромными проблемами. Кроме того, власти германии еще помнят события десятилетней давности. Когда из-за газовых войн РФ и Украины начались перебои с поставками.

Повторения такой ситуации Берлин не желает. Потому пытается говорить с Россией и надавить на Украину. Германия выступает за заключение хоть каких-то договоренностей, чтобы гарантировать Европе поставки. И политические аспекты вопроса, вроде долгосрочного контракта для Киева, быстро отходят на второй план. Берлину важно, чтобы появилось хоть какое-то соглашение на любой период. Приближение морозов заставляет форсировать события", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 10.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики