Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Россия и Украина на новогодних праздниках

Россия и Украина на новогодних праздниках

«Разрулив» конфликты по газовой тематике, Москва и Киев перед самым Новым годом вновь столкнулись в споре — на этот по нефти. Российская сторона предупредила Еврокомиссию, что поток «черного золота», идущего по нефтепроводу «Дружба» в три европейские страны — Словакию, Чехию и Венгрию — может сократиться, а то и вовсе иссякнуть. Причина в том, что компания «Укртранснафта» выступила с заявлением о желании пересмотреть условия договора, подписанного еще в 2004 году. Конкретно речь идет о повышении платы за транзит.

Предварительные результаты переговоров пока выражаются в согласии России на повышение транзитных ставок на 20–21%. Хотя украинская сторона изначально настаивала на как минимум 30%, все равно можно констатировать серьезную уступку со стороны Москвы.

Причина, на первый взгляд, проста — рынок нефти очень конкурентный, в отличие от газа. Поэтому пойдя на «жесткий вариант» и перекрыв нефтяную трубу, Россия все равно не смогла бы добиться уступок от Киева и от Европы — и тем, и другим есть, где найти замену российскому «черному золоту». Не составляет особого труда нарастить морские поставки и т. п.

Но есть и более существенная причина российских уступок — политическая. Дело в том, что не имея налаженных политических отношений с Европой, нельзя быть уверенным в самой принципиальной возможности привлечения европейцев на свою сторону в споре с Украиной. В случае перекрытия трубы в Европе сразу же начнутся разговоры (и, вероятно, практические действия) по уходу от зависимости от российского топлива — хотя бы нефтяного. Как это не печально для «ястребов», но в условиях объективно весьма сомнительного имиджа России в Старом свете начинать «разборки с Киевом» — это самоубийство для энергетической политики Москвы.

Надо четко понимать, что без помощи Европы «продавить» Киев крайне сложно. Но и «договориться по-хорошему» также очень непросто. Короткий «медовый месяц» в российско-украинских отношениях, имевший место в декабре 2009 года, может скоро завершиться. Ведь вовсе не факт, что новый украинский президент пойдет на уступки — что по проблеме ГТС Украины (тогда будет потерян последний «материальный» аргумент в споре с Москвой), что по гуманитарным вопросам вроде статуса русского языка. Ведь подобные уступки будут означать-де-факто ослабление процессов национального строительства «Незалежной», что для украинской элиты, эксплуатирующей тему суверенитета как ключевой ценности, практически нереально.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики