Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт нашел вмешательство во внутренние дела РФ в требованиях "Нафтогаза" к "Газпрому"

Эксперт нашел вмешательство во внутренние дела РФ в требованиях "Нафтогаза" к "Газпрому"

У России есть федеральный закон об экспорте газа, где написано, что монопольное право на поставки имеет собственник ГТС. Требование «Нафтогаза» предоставить право экспорта другим газодобывающим компаниям стоит расценивать как призыв изменить наше законодательство, а это уже вмешательство во внутренние дела РФ, считает эксперт ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Игра «Нафтогаза» на срыв транзита

В ответ на предложение главы «Газпрома» Алексея Миллера к «Нафтогазу» урегулировать все судебные споры до заключения нового контракта на транзит, в украинской компании озвучили намерение потребовать от российского холдинга дополнительно более 11 миллиардов долларов. Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко назвал такое требование компенсацией за возможное прекращение транзита российского газа.

«Нафтогаз» еще раз подтверждает, что играет на срыв транзита. Они демонстрируют, во-первых, планы противодействовать выделению ГТС из своей структуры для того, чтобы «Газпром» не успел подписать контракт на транзит уже с новой компанией. Витренко подтверждает, что они пока будут сохранять трубу в своей юрисдикции и не намерены ничего подписывать, поэтому на европейском газовом рынке могут возникнуть проблемы

Что касается непонятных заявлений об 11 млрд долларов, то это сигнал в ответ на предложение «Газпрома» о мировом соглашении. Российская компания предлагает обнулить все иски, чтобы подписать соглашение о транзите на 2020 год, на что «Нафтогаз» говорит об увеличении требований. Но такие требования абсолютно необоснованны, потому что нет подписанного соглашения. Что-то требовать можно, когда ваши права, закрепленные в коммерческом соглашении, нарушаются.

Здесь такого соглашения нет, действие контракта заканчивается 1 января. Не понятно, откуда вообще взята цифра в 11 млрд, если на бумаге нет никакого тарифа на прокачку и никаких обязательств. Не понятно даже, куда они пойдут с таким требованием, так как Стокгольмский арбитраж регулирует только действующие контракты. Скорее всего, здесь имеет место и внутренний фактор – Витренко показывает себя действующим властям «эффективным менеджером», способным принести бюджету 11 млрд долларов», - предполагает Игорь Юшков.

Требование перенести точки передачи газа

Напомним, что в случае прямого договора с Киевом на поставки газа текущая цена для конечного украинского потребителя может быть снижена на 25%. Об этом говорил и глава «Газпрома» Алексей Миллер. По мнению Витренко, для снижения цены на 20% и ниже необязательно заключать контракт с «Газпромом». «Для этого необходимо, чтобы «Газпром» в соответствии с европейскими правилами не злоупотреблял своим доминирующим положением на европейском рынке», - написал он на своей странице в Facebook.

Речь идет о том, чтобы российская компания не отказывала европейским компаниям в просьбах перенести точки передачи газа на границу Украины и России, чтобы «Газпром» предлагал свопы другим газодобывающим компаниям в России и чтобы «Газпром» перестал «фактически блокировать» экспорт газа из Средней Азии на Украину и в ЕС, пояснил Витренко. Как предположили ранее эксперты, идею о переносе точки сдачи приемки российского газа на российско-украинскую границу Украина продвигает с подачи США, чтобы американцы смогли контролировать поток российского газа в Европу.

«Исторически так сложилось, что право собственности переходит европейским потребителям в самой Европе, в основном через австрийский газовый хаб Баумгартен. 50 лет назад начались поставки советского газа европейским потребителям, и Австрия была следующей страной на маршруте за границей социалистического блока. Тем не менее, это не российская придумка. Если бы европейцы были согласны и хотели перенести точки сдачи приемки – другое дело, но они не хотят.

Ни один европейский клиент не обращался к «Газпрому» с такой просьбой, предлагая российской компании самой разбираться с Украиной и проблемами транзита. Для нас бы решилось в этом случае сразу много проблем. Например, нам не нужно было бы использовать миллиарды долларов для строительства газопроводов, мы могли бы загружать трубы в полном объеме», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Попытка вмешательства во внутренние дела РФ

Со среднеазиатскими поставщиками то же самое – еще не факт, что у Туркмении или Казахстана есть газ, чтобы качать транзитом через РФ. Если бы даже они пошли на такой шаг, то Украина приобретала бы его по рыночной цене, а плюс еще надо заплатить за прокачку по территории РФ до украинской границы. По словам Юшкова, никто не обращался к России по вопросу транзита газа до Украины.

«Что касается требования «Нафтогаза» предоставить право экспорта другим газодобывающим компаниям, то его стоит расценивать как призыв изменить наше законодательство, а это уже вмешательство во внутренние дела РФ.

У России есть федеральный закон об экспорте газа, где написано, что монопольное право на поставки имеет собственник ГТС. Изначально понятно, что все это невыполнимые требования, и они представляют собой попытку демонизировать «Газпром» и РФ перед трехсторонними переговорами по транзиту», - подводит итог наш собеседник.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 18.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики