Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Развитие СПГ-производства стимулирует импортозамещение и дает шанс на возрождение высокотехнологичных отраслей

С. Митрахович: Развитие СПГ-производства стимулирует импортозамещение и дает шанс на возрождение высокотехнологичных отраслей

Министр энергетики Александр Новак предложил Владимиру Путину создать государственную публично-правовую компанию, которая «могла бы выступить соинвестором в реализуемые проекты по производству сжиженного природного газа (СПГ) и участвовать в развитии и строительстве инфраструктуры».

Цель создания новой компании, по словам Минэнерго РФ, это решение вопроса привлечения инвестиций в новые крупномасштабные проекты по производству СПГ.

Какую роль сыграет новая компания в развитии производства сжиженного природного газа в России Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Инициатива Минэнерго призвана окончательно закрепить ставку на приоритетное развитие СПГ-проектов в России, чтобы именно они получали приоритетное содействие со стороны государства в виде налоговых льгот и масштабных соинвестиций в инфраструктуру (порты, дороги, аэропорты, ледоколы и т.д.). Это содействие происходит и сейчас: вспомним весь набор налоговых льгот для «Ямал СПГ» и выделение для него денег из ФНБ, проект железной дороги от Бованенково до Сабетты, финансирование строительства ледоколов и развития Северного морского пути — все эти меры так или иначе оказываются помощью государства в реализации СПГ-предприятий.

Новая публично-правовая государственная компания могла бы в какой-то степени оказаться либо структурой для перераспределения и оптимизации нынешних финансовых потоков из бюджета в пользу СПГ, либо еще одним дополнительным каналом выделения государственных денег для СПГ-проектов.

 

Кстати, наличие альтернативных форм государственного содействия таким объектам может стать аргументом для Минфина выступить против инициативы Минэнерго, обозначив эту инициативу как излишнюю. А Минфин, с точки зрения аппаратно-политического веса, министерство куда более сильное, чем Минэнерго.

В целом, позиция Минэнерго выглядит как продолжение недавних высказываний высших российских лиц относительно перспективы страны в сфере СПГ. В том числе лично Владимир Путин на октябрьской Российской энергетической неделе говорил о возможности выхода России к 2035 году на уровень производства СПГ в 120-140 млн тонн в год. Это очень большие объемы, приближенные к объемам трубопроводного экспорта Газпрома в Европу и Турцию. И здесь возникают неизбежные вопросы о предупреждении «газовой канибализации», когда одни российские экспортеры отнимают или потенциально могут отнимать место на рынке у иных российских экспортеров. Экспорт СПГ планируется и в Китай, куда одновременно намерен поставлять трубопроводный газ Газпром по «Силе Сибири» и потенциальной «Силе Сибири-2» через Алтай или Монголию. Необходимо учитывать, что при трубопроводном экспорте газа государство получает намного больше налогов.

С другой стороны, развитие СПГ-производства стимулирует (отдельный вопрос — насколько успешно на текущем этапе) импортозамещение в технологиях и дает шанс на возрождение гражданского судостроения и еще ряда высокотехнологичных отраслей. Пока, впрочем, значительная часть оборудования для российских СПГ-проектов импортная.

 

Существуют и риски попадания в ловушку перепроизводства, когда из-за многочисленных СПГ-проектов в современном мире предложение может превысить спрос. С другой стороны, относительно дешевый газ будет способствовать более быстрому отказу от угля в мире, и в таком сценарии места для российских СПГ-поставщиков хватит, и они смогут в большей степени влиять на правила игры на рынке газа, предлагая большие объемы.

Опубликовано: Агентство нефтегазовой вертикали, 21.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики