Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Развитие СПГ-производства стимулирует импортозамещение и дает шанс на возрождение высокотехнологичных отраслей

С. Митрахович: Развитие СПГ-производства стимулирует импортозамещение и дает шанс на возрождение высокотехнологичных отраслей

Министр энергетики Александр Новак предложил Владимиру Путину создать государственную публично-правовую компанию, которая «могла бы выступить соинвестором в реализуемые проекты по производству сжиженного природного газа (СПГ) и участвовать в развитии и строительстве инфраструктуры».

Цель создания новой компании, по словам Минэнерго РФ, это решение вопроса привлечения инвестиций в новые крупномасштабные проекты по производству СПГ.

Какую роль сыграет новая компания в развитии производства сжиженного природного газа в России Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Инициатива Минэнерго призвана окончательно закрепить ставку на приоритетное развитие СПГ-проектов в России, чтобы именно они получали приоритетное содействие со стороны государства в виде налоговых льгот и масштабных соинвестиций в инфраструктуру (порты, дороги, аэропорты, ледоколы и т.д.). Это содействие происходит и сейчас: вспомним весь набор налоговых льгот для «Ямал СПГ» и выделение для него денег из ФНБ, проект железной дороги от Бованенково до Сабетты, финансирование строительства ледоколов и развития Северного морского пути — все эти меры так или иначе оказываются помощью государства в реализации СПГ-предприятий.

Новая публично-правовая государственная компания могла бы в какой-то степени оказаться либо структурой для перераспределения и оптимизации нынешних финансовых потоков из бюджета в пользу СПГ, либо еще одним дополнительным каналом выделения государственных денег для СПГ-проектов.

 

Кстати, наличие альтернативных форм государственного содействия таким объектам может стать аргументом для Минфина выступить против инициативы Минэнерго, обозначив эту инициативу как излишнюю. А Минфин, с точки зрения аппаратно-политического веса, министерство куда более сильное, чем Минэнерго.

В целом, позиция Минэнерго выглядит как продолжение недавних высказываний высших российских лиц относительно перспективы страны в сфере СПГ. В том числе лично Владимир Путин на октябрьской Российской энергетической неделе говорил о возможности выхода России к 2035 году на уровень производства СПГ в 120-140 млн тонн в год. Это очень большие объемы, приближенные к объемам трубопроводного экспорта Газпрома в Европу и Турцию. И здесь возникают неизбежные вопросы о предупреждении «газовой канибализации», когда одни российские экспортеры отнимают или потенциально могут отнимать место на рынке у иных российских экспортеров. Экспорт СПГ планируется и в Китай, куда одновременно намерен поставлять трубопроводный газ Газпром по «Силе Сибири» и потенциальной «Силе Сибири-2» через Алтай или Монголию. Необходимо учитывать, что при трубопроводном экспорте газа государство получает намного больше налогов.

С другой стороны, развитие СПГ-производства стимулирует (отдельный вопрос — насколько успешно на текущем этапе) импортозамещение в технологиях и дает шанс на возрождение гражданского судостроения и еще ряда высокотехнологичных отраслей. Пока, впрочем, значительная часть оборудования для российских СПГ-проектов импортная.

 

Существуют и риски попадания в ловушку перепроизводства, когда из-за многочисленных СПГ-проектов в современном мире предложение может превысить спрос. С другой стороны, относительно дешевый газ будет способствовать более быстрому отказу от угля в мире, и в таком сценарии места для российских СПГ-поставщиков хватит, и они смогут в большей степени влиять на правила игры на рынке газа, предлагая большие объемы.

Опубликовано: Агентство нефтегазовой вертикали, 21.10.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики