Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Медведев 21 октября проводит заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям

Медведев 21 октября проводит заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям

Главная интрига связана с крупнейшей за последние десятилетия сделкой в европейской энергетике — приобретением финским Fortum немецкого Uniper. Руководство немецкой компании пытается оттянуть закрытие сделки. Какое значение она имеет для России и вмешается ли кабмин в спор финнов и немцев?

В 2017 году Fortum приобрела чуть меньше половины Uniper, а теперь договорилась с двумя инвестфондами о покупке еще 20,5%. Это дало бы финнам полный контроль над энергокомпанией. Но сделка невозможна без одобрения в том числе российских регуляторов, поскольку и у Fortum, и у Uniper есть активы в России. Один из таких активов — водоканал Сургутской ГРЭС-2 — и стал камнем преткновения.

Два года назад в Uniper называли сделку «недружественной», но помешать ей не смогли. Теперь же немцы нашли способ. Узнав о новой сделке, они добились внесения сургутского водоканала в список стратегических предприятий. Российское законодательство запрещает иностранным государствам входить в такие активы больше чем на 50%. А Fortum контролируется правительством Финляндии.

Казалось бы, тупик. Но глава ФАС Игорь Артемьев заявил о том, что его ведомство может одобрить сделку с условием, что Fortum потом избавится от стратегического актива, то есть от водоканала.

Есть и другие варианты, говорит партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Александров:

«Сделки со стратегическими активами не запрещены, правительство Российской Федерации может одобрить такую сделку. Это момент номер один. Момент номер два — бывают ситуации, когда в таких историях компания находит какое-то техническое промежуточное решение: то есть я не могу оставить этот актив на себе, я не могу его продать в рынок в силу того, что он непродаваем за такой короткий период, но я могу попробовать переоформить его на какого-то промежуточного держателя. Такой вариант решения задачи тоже может быть».

В Uniper избавляться от стратегического водоканала не спешат: мол, он интегрирован в производственный процесс. А сама Сургутская ГРЭС-2, по словам главы немецкой энергокомпании, обеспечивает ей чуть ли не треть EBIDTA, и потому продавать ее тоже не хотят.

На самом деле водоканал не является частью основного процесса генерации. И если Fortum станет его владельцем, этот актив можно, например, отдать на аутсорсинг, продать частично или полностью. Об этом, кстати, говорил и глава ФАС. Артемьев также считает, что надо разрешить покупку иностранцами стратегических предприятий, которые являются вторичными объектами и их доля не превышает 1% от совокупной стоимости приобретения.

Возможно, у руководства немецкой компании есть и причины личного характера, чтобы препятствовать сделке с финнами, полагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Новый собственник действительно может просто поменять менеджмент, не посмотреть ни на какие заслуги прежнего руководства и поставить своего менеджера, тем более что Fortum — финская компания, и здесь никакой такой немецкой солидарности, наверное, может не быть. Вполне возможно, что менеджмент заинтересован в срыве данного соглашения».

Российские власти действительно хотели бы, чтобы Fortum смог закрыть сделку по приобретению контроля в Uniper. И этому есть объяснение, говорит доцент Финансового университета Константин Симонов:

«Uniper и на глобальном рынке уходит из ряда сегментов, и в России в принципе тоже уже присутствует с не слишком большим желанием. А Fortum, наоборот, пытается как-то здесь развиваться, инвестировать в разных сегментах, включая и возобновляемую энергетику, и традиционную энергетику. И ФАС, кстати, выступает скорее за Fortum, Артемьев заявляет, что Fortum молодцы, хотят инвестировать, надо им помочь, что это такое, законодательство препятствует. В этом плане получается, что наши регуляторы пытаются эту ситуацию разрулить в пользу Fortum, надеясь, что Fortum является как раз таким европейским инвестором, который не боится санкций и который можно ставить в пример».

Так или иначе, судьба многомиллиардной сделки, а также вопрос привлечения серьезных инвестиций Fortum в Россию упирается в маленький таежный водоканал. Как говорил тот же Игорь Артемьев, это неправильно.

Источник: BFM.RU, 21.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики