Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Медведев 21 октября проводит заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям

Медведев 21 октября проводит заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям

Главная интрига связана с крупнейшей за последние десятилетия сделкой в европейской энергетике — приобретением финским Fortum немецкого Uniper. Руководство немецкой компании пытается оттянуть закрытие сделки. Какое значение она имеет для России и вмешается ли кабмин в спор финнов и немцев?

В 2017 году Fortum приобрела чуть меньше половины Uniper, а теперь договорилась с двумя инвестфондами о покупке еще 20,5%. Это дало бы финнам полный контроль над энергокомпанией. Но сделка невозможна без одобрения в том числе российских регуляторов, поскольку и у Fortum, и у Uniper есть активы в России. Один из таких активов — водоканал Сургутской ГРЭС-2 — и стал камнем преткновения.

Два года назад в Uniper называли сделку «недружественной», но помешать ей не смогли. Теперь же немцы нашли способ. Узнав о новой сделке, они добились внесения сургутского водоканала в список стратегических предприятий. Российское законодательство запрещает иностранным государствам входить в такие активы больше чем на 50%. А Fortum контролируется правительством Финляндии.

Казалось бы, тупик. Но глава ФАС Игорь Артемьев заявил о том, что его ведомство может одобрить сделку с условием, что Fortum потом избавится от стратегического актива, то есть от водоканала.

Есть и другие варианты, говорит партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Александров:

«Сделки со стратегическими активами не запрещены, правительство Российской Федерации может одобрить такую сделку. Это момент номер один. Момент номер два — бывают ситуации, когда в таких историях компания находит какое-то техническое промежуточное решение: то есть я не могу оставить этот актив на себе, я не могу его продать в рынок в силу того, что он непродаваем за такой короткий период, но я могу попробовать переоформить его на какого-то промежуточного держателя. Такой вариант решения задачи тоже может быть».

В Uniper избавляться от стратегического водоканала не спешат: мол, он интегрирован в производственный процесс. А сама Сургутская ГРЭС-2, по словам главы немецкой энергокомпании, обеспечивает ей чуть ли не треть EBIDTA, и потому продавать ее тоже не хотят.

На самом деле водоканал не является частью основного процесса генерации. И если Fortum станет его владельцем, этот актив можно, например, отдать на аутсорсинг, продать частично или полностью. Об этом, кстати, говорил и глава ФАС. Артемьев также считает, что надо разрешить покупку иностранцами стратегических предприятий, которые являются вторичными объектами и их доля не превышает 1% от совокупной стоимости приобретения.

Возможно, у руководства немецкой компании есть и причины личного характера, чтобы препятствовать сделке с финнами, полагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Новый собственник действительно может просто поменять менеджмент, не посмотреть ни на какие заслуги прежнего руководства и поставить своего менеджера, тем более что Fortum — финская компания, и здесь никакой такой немецкой солидарности, наверное, может не быть. Вполне возможно, что менеджмент заинтересован в срыве данного соглашения».

Российские власти действительно хотели бы, чтобы Fortum смог закрыть сделку по приобретению контроля в Uniper. И этому есть объяснение, говорит доцент Финансового университета Константин Симонов:

«Uniper и на глобальном рынке уходит из ряда сегментов, и в России в принципе тоже уже присутствует с не слишком большим желанием. А Fortum, наоборот, пытается как-то здесь развиваться, инвестировать в разных сегментах, включая и возобновляемую энергетику, и традиционную энергетику. И ФАС, кстати, выступает скорее за Fortum, Артемьев заявляет, что Fortum молодцы, хотят инвестировать, надо им помочь, что это такое, законодательство препятствует. В этом плане получается, что наши регуляторы пытаются эту ситуацию разрулить в пользу Fortum, надеясь, что Fortum является как раз таким европейским инвестором, который не боится санкций и который можно ставить в пример».

Так или иначе, судьба многомиллиардной сделки, а также вопрос привлечения серьезных инвестиций Fortum в Россию упирается в маленький таежный водоканал. Как говорил тот же Игорь Артемьев, это неправильно.

Источник: BFM.RU, 21.10.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики