Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польская труба проткнула газовый пузырь Украины

Польская труба проткнула газовый пузырь Украины

Планы Киева по получению американского СПГ из Европы разбились о жестокую реальность

Руководство украинского «Нафтогаза» 16 октября победно сообщило, что расширило возможности по импорту газа из Польши и других стран через СПГ-терминал в польском Свиноуйсьце. «Укртрансгаз» завершил, мол, строительство трубопровода-перемычки на компрессорной станции «Комарно» в Львовской области, что увеличит пропускную способность этого участка с 6,5 до 18 млн. кубометров газа в сутки. А за год прибавка в газовом балансе Украины теперь составит 6,6 млрд. куб.

«Увеличение пропускной способности газовых сетей между Украиной и Польшей — это новый шаг на пути интеграции Украины в европейский газовый рынок. В частности, это возможность для европейских трейдеров использовать свободные мощности украинской ГТС. Мы готовы предложить мощность для хранения до 10 миллиардов куб. м. газа в год, а это почти 10% от объема всех подземных хранилищ Евросоюза», — написал на своей станице в «Фейсбук» глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.

Беда Киева в том, что сама Польша оказалась даже не в курсе таких его наполеоновских планов. Несколько дней спустя польский газовый оператор Gaz-Sistem уточнил, что газотранспортная система Украины не способна перекачивать столь существенные объемы. Ее предел на сегодня — два миллиарда кубов в год. «Увеличение пропускной способности до 6,6 миллиарда кубометров требует дополнительных инвестиций в систему передачи, управляемую Gaz-Sistem», — сообщили представители польской компании.

Кроме того, даже если бы удалось обеспечить указанные Киевом объемы, возникает вопрос: как Украина собирается рассчитываться за поставки сжиженного газа, который дороже не только российского трубопроводного, но и европейского (на самом деле — тоже российского) реверсного? Еще в июле генеральный секретарь Европейской федерации энерготрейдеров (EFET) предупредил Коболева, что, если его дочерняя структура не погасит задолженность в 145 миллионов евро, никакого реверсного газа тот вообще не увидит.

У самого «Нафтогаза» также проблемы с финансами. В конце сентября компания опубликовала список из 116 компаний-поставщиков коммунальных услуг, задолжавших за газ, и пригрозила отказать в поставках, если долги не будут погашены. В итоге старт отопительного сезона во многих крупных городах Украины, включая Киев, Мариуполь, Одессу, Харьков, Житомир, оказался под угрозой срыва.

Проблемы есть и во Львовской области, той самой, где был модернизирован трубопровод, готовый принимать миллиарды кубометров сжиженного газа из Польши. 18 октября глава Львовской областной администрации Маркиян Мальский сообщил, что и там без отопления могут остаться более 70 тысяч человек. «Сегодня на повторном заседании областной комиссии ТЭБ и ЧС приняты решения о признании ситуации чрезвычайной в связи с неспособностью выполнения взятых на себя обязательств управляющей компанией по софинансированию из областного и местных бюджетов части средств, необходимых для запуска ТЭЦ», — заявил Мальский.

Российские эксперты убеждены, что планы «Нафтогаза» по импорту американского СПГ, покупке газа у Польши и созданию газового хаба где-то во Львовской области — не более, чем попытка сделать хорошую мину перед очередным раундом переговоров по заключению транзитного соглашения с «Газпромом».

Напомним, что действующий контракт истекает уже в конце этого года, и, несмотря на несколько туров переговоров в рамках трехсторонней комиссии Украина-Россия-ЕС, пока что стороны не слишком приблизились к компромиссу. Киев требует заключить соглашение на 10 лет и указать в нем значительные ежегодные объемы прокачки на уровне 60 млрд. куб. «Газпром» же не готов связывать себя такими обязательствами, особенно в свете строительства обходных газопроводов.

Пока что надежда на заключение соглашения остается. Но, как пояснил «СП» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, если Москва и Киев контакт не подпишут, плохо придется всем. В том числе — и Украине, несмотря на ее браваду.

— В этой части газотранспортной системы Украины есть две трубы. Одна качает газ с востока на запад. А другая — в реверсе. Последняя не рассчитана на большие объемы газа, поэтому ее решили модернизировать и расширить. Проблема для Украины в том, что выше по течению в Польше соответствующие работы по расширению не произведены. Поэтому эта перемычка, может, и способна прокачать 6,6 млрд. кубометров газа в год. Но та часть газопровода, которая выше по течению, к этому не готова. Соответственно, газ со стороны Польши в этих объемах на Украину не поступит.

6,6 млрд. кубов из Польши на Украину можно прокачать только через трубу, по которой газ сейчас идет с востока на запад. Для этого транзит должен быть прекращен, а труба запущена в реверсном режиме. Но тогда встает вопрос: откуда возьмется газ в Польше, чтобы качать Украине такие объемы? Ведь если транзит российского газа в Европу прекратится. И тогда в самой Польше уж точно не будет излишков.

«СП»: — Насколько можно судить по заявлениям «Нафтогаза», в Киеве рассчитывают на американский СПГ. Получится ли наладить его прокачку в таких объемах?

— Если речь об американском СПГ — его тем более не хватит для Украины. Польский СПГ-терминал, построенный в городе Свиноуйсьце, рассчитан на 5 млрд. кубометров газа в год. 2,5 миллиарда Польша оставляет себе. Поэтому даже если она расширит свой терминал до 7 млрд., его пропускной способности не хватит, чтобы выкроить для Украины те самые 6,6 млрд. кубов.

Без двойного увеличения пропускной способности терминала, а также пропускного участка ГТС на территории Польши, Украина эти объемы СПГ получить не сможет. Поэтому, мне кажется, что эти громкие заявления «Нафтогаза» носят исключительно политический характер. Чтобы показать, какие они энергетически независимые от России. И как готовы к возможному прекращению транзита газа.

«СП»: — А в самом деле готовы? Что, если Польша оперативно расширит свой участок трубы?

— На самом деле, прекращение транзита создаст проблемы всем — и России, и Украине, и Европе. Мы говорим о разгаре отопительного сезона, поэтому любые срывы чреваты неприятными последствиями.

Что касается расширения польского участка и СПГ-терминала: сложно сказать, как долго могут продлиться работы и сколько они будут стоить? Думаю, не меньше миллиарда долларов. Нужно построить не плавучий, а стационарный дополнительный причал. Дополнительный участок газопровода будет не таким уж протяженным, так что тут проблем возникнуть не должно. Правда, встает вопрос: как будет функционировать этот расширенный СПГ-терминал?

Скорее всего, поляки будут направлять сырье из него в газопровод Ямал-Европа, который идет на запад. А потом аналогичные объемы забирать на востоке Польши и направлять на Украину. Так что если для Киева это принципиальный вопрос, придется их расстроить. Скорее всего, к ним все равно будут попадать молекулы «плохого» российского газа, а не «хорошего» американского.

«СП»: — Во сколько Киеву обойдется это удовольствие?

— Это будет зависеть от цены на рынке на тот момент, но можно с уверенностью утверждать, что в итоге такой импорт будет дороже российского в разы. Хотя бы потому, что если остановится транзит российского газа в Европу, это мгновенно приведет к росту цен. Потому что на бирже возникнет паника. Только представьте, что в разгар отопительного сезона вы лишаетесь основного поставщика!

Конечно, «Газпром» готовится к такому развитию событий. Он старается в Европу поставить как можно больше газа заранее. Строит максимально быстрыми темпами обходные газопроводы, а также предпринимает другие меры.

Например, пригнал плавучее регазификационное судно «Маршал Василевский» в Нидерланды, чтобы в случае чего осуществлять поставки СПГ. Кроме того, «Газпром» заключил контракт с «Новатэком» на поставки 3 млн тонн сжиженного газа в год с «Ямал СПГ».

Но всего этого европейцам тоже может оказаться недостаточно. Если вопрос встанет ребром, пойдут расчеты на каждые сутки: сколько можно доставать газа из подземных хранилищ и отдавать потребителям?

Фактически, успешное прохождение зимнего сезона будет зависеть от погоды. Если раньше «Газпром» хотел, чтобы была холодная зима, чтобы он мог продавать побольше газа в Европу, то теперь, напротив, остается надеяться на теплую зиму. Чтобы не было необходимости в больших объемах.

Все, что я сказал о Европе, тем более актуально и для Украины. Если возникнет дефицит газа в ЕС, Киев не сможет получать топливо по реверсу. Потому что лишних объемов у европейцев просто не будет. Об американском СПГ пока говорить не приходится. Все, что может пока получить Украина из Штатов — это 1−2 млрд. кубометров в год. Не больше.

Кроме того, возникает вопрос денег. Мы уже говорили, что цены на газовом рынке могут подскочить в разы. В если говорить об американском СПГ, то это и без дефицита — дорогое удовольствие. Киеву необходимо будет заплатить не только за сам СПГ, но и за его регазификацию и транспортировку до границы Украины.

Сама по себе такая логистика делает эти поставки очень невыгодными, а с учетом возможного дефицита — и вовсе космическими. Поэтому, как я уже сказал, бравада Украины — это только политика, которая имеет слабое отношение к экономике и реальному положению дел.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 21.10.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики