Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > За полгода Россия стала менее выгодна Белоруссии — на $ 200 млн

За полгода Россия стала менее выгодна Белоруссии — на $ 200 млн

Налоговый маневр в России сократил выгоды Белоруссии от закупок российской нефти в первом полугодии на $ 200 млн. Тем не менее белорусские производители по-прежнему находятся в существенно более привлекательном положении, чем, например, их конкуренты на Украине и в странах ЕС. На поставках из России Минск сумел сэкономить за шесть месяцев почти $ 700 млн. EADaily изучило платежный баланс России, опубликованный Центробанком, и посчитало экономику белорусских закупок.

В первом полугодии 2019 года Россия поставила в Белоруссию 8 млн тонн нефти. Белорусские производители при этом по-прежнему закупали ее по куда более низкой цене, чем остальные страны. Так, в первом квартале разница стоимости черного золота для стран дальнего зарубежья и союзного государства составила $ 80,5 за тонну, а во втором — $ 94,8. В результате выгода от закупок нефти на беспошлинной основе составила $ 693,8 млн.

Правда, это меньше, чем Минск выигрывал в прошлом году, когда налоговый маневр еще не начался. При мировых ценах на нефть в первом полугодии 2018 года и объемах поставок нынешнего выгода белорусских производителей составила бы $ 888 млн. Это — на $ 200 млн больше, чем в первом полугодии этого года, и соответствует тем цифрам потерь, в которые оценивал для себя Минск последствия налогового маневра в 2019 году. В Белоруссии говорили о годовых потерях в $ 400 млн. 

Напомним, что налоговый маневр предполагает снижение экспортных пошлин на нефть в России до нуля и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) так, чтобы выровнять внутренние и экспортные цены на нефть.

«В следующем году пройдет очередной этап налогового маневра в России, прогноз рассчитывается при котировке 60 долларов за один баррель нефти. Если эта цифра не изменится, цена нефти для белорусских НПЗ вырастет еще на 17,7 доллара за одну тонну», — сказала заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина в интервью изданию «СБ. Беларусь сегодня». Она подчеркнула, что это — один из основных рисков для сохранения конкурентоспособности белорусских производителей.

Тем не менее они по-прежнему будут находиться в более выигрышном положении, чем компании из соседних стран, которые импортируют нефть. Если объемы поставок в первом полугодии следующего года сохранятся, то при среднемировой цене в $ 60 за баррель Белоруссия потеряет по сравнению с шестью месяцами этого года еще $ 195 млн, однако выгода от закупок российской нефти все равно сохранится — разница на закупках 8 млн тонн нефти в России по беспошлинным ценам и среднемировым составит $ 500 млн.

Как отмечает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев, до завершения налогового маневра в нефтегазовой отрасли России в 2024 году разница между «внутренней» и «внешней» ценой российской нефти для Белоруссии сохранится. «Следовательно, покупать российскую нефть будет выгоднее, чем искать ее на внешних рынках», — говорит эксперт-аналитик.

Он отмечает, что в едином таможенном пространстве белорусские НПЗ могли бы закупать нефть еще и у нефтяных компаний Казахстана, о чем руководство Белоруссии в принципе договорилось с казахстанским руководством. «Но с теми же ограничениями на реэкспорт нефти и нефтепродуктов. Потому что в Казахстане тоже есть экспортные пошлины. Еще есть проблема объемов. Казахстан не откажется от своего экспорта через систему трубопроводов „Транснефти“ объемом около 17 млн тонн в год, с которого бюджет Казахстана получает экспортную пошлину, в пользу безэкспортных поставок в Беларусь. Поэтому речь идет пока только об объемах от 1 до 3,5 млн тонн дополнительно добытой нефти», — говорит Алексей Калачев. По его мнению, 3,5 млн тонн не решат всех проблем, потому что Минску нужно не менее 18 млн тонн, а их Казахстан дать не сможет. 

Другой вопрос — доставка. «У Беларуси и Казахстана нет общей границы. Поставки нефти возможны только через территорию России. Перевозка железнодорожным транспортом стоит недешево, и это уничтожит всю выгоду от смены поставщика сырья для белорусских НПЗ. Но и возможность поставок по системе „Транснефти“ пока под вопросом, поскольку неизвестно, сможет ли „Транснефть“ изыскать для прокачки свободные мощности в достаточном объеме и за приемлемую цену», — считает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ», полагая, что перспектива изыскать для нужд белорусских НПЗ достаточное количество нефти по ценам ниже, чем в России, с учетом логистических затрат выглядит сомнительной. «Скорее, такие попытки делаются только для того, чтобы иметь аргументы в переговорах с Россией о компенсациях последствий налогового маневра», — говорит он.

Пресс-секретарь главы правительства России Олег Осипов, в свою очередь, заявлял, что «потери» бюджета Белоруссии из-за налогового маневра не относятся к обязательствам Москвы перед Минском, в том числе финансовым.

«Если ситуация останется в нынешнем виде и Белоруссия не будет получать компенсаций от России, то теоретически ее предприятия могут закупать нефть и на мировом рынке. Однако поставщики вряд ли согласятся, как российские компании, доставлять за свой счет и продавать нефть почти по среднемировым ценам на границе с Белоруссией», — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. По его словам, сейчас обсуждается доставка нефти через Украину, а одна только перевалка сырья в Одессе обойдется в $ 2 за баррель (около $ 15 за тонну). Еще доставка по нефтепроводу Одесса — Броды будет стоить около $ 10 за тонну.

Тем временем цены на бензин в Белоруссии немного выше общероссийских, а доля налогов — ниже.

«В этой ситуации интересно, насколько сами белорусские НПЗ готовы работать в рыночных условиях и не на давальческом сырье. О модернизации нефтеперерабатывающих заводов говорят в Белоруссии уже несколько лет. Однако она все никак не закончится. То говорили об окончании осенью этого года, теперь говорят уже о начале следующего года. И весь вопрос состоит в том, смогут ли в условиях среднемировых цен на нефть белорусские НПЗ работать рентабельно», — замечает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

Источник: EADaily, 01.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики