Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сокращение газового транзита обернется Украине закрытием сотен предприятий

Сокращение газового транзита обернется Украине закрытием сотен предприятий

Подсчеты Нацбанка включают лишь прямые потери Украины от сокращения транзита газа, но одним выпадением доходов страна не отделается. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Нацбанк Украины оценил прямые потери Киева от сокращения транзита российского газа. Банк заложил в прогноз на 2020 год сокращение объемов транспортировки до 50 млрд кубометров, убытки при таком сценарии оценены в 0,6% ВВП. На 2021 год регулятор закладывает падение объемов до 30 млрд кубов, потери вырастут до 0,9% ВВП. Напомним, в 2018 году транзит составил чуть менее 90 млрд. Оценки появились сразу после того, как Дания выдала разрешение на строительство "Северного потока-2" на своем шельфе.

"Украинским властям нужно было намного раньше просчитать вероятность убытков, чтобы вести более разумную газовую политику, - отмечает аналитик. - Сейчас у них есть возможность прокачать в 2020-м до 70 млрд кубов российского газа по своей территории. Есть непредсказуемые факторы – попадет ли "Северный поток-2" под антимонопольные ограничения ЕС, как быстро построят его продолжение в Европе. Это при условии, что Киев договорится с Москвой и не начнет третью газовую войну, как в 2006 и 2009 годах.

Но очевидно, что после 2020 года Киев будет транзитировать уже гораздо меньше газа – по мере выхода на полную мощность "Северного потока-2" и европейской части "Турецкого потока". Вероятность, что России понадобится переправлять по украинскому маршруту даже меньше 30 млрд кубометров. Ситуация для Украины сложная, потому крайне важно просчитать все сценарии. Включая тот, что транзит российского газа прекратится полностью – на случай, если третью газовую войну Киев все же начнет".

Перестройка ГТС

В украинском Нацбанке констатировали, что от транзита газа страна получает около $3 млрд в год. "Его прекращение не только приведет к прямым потерям валютных поступлений, но и создаст риски для деятельности смежных секторов экономики и обеспечения собственных нужд Украины газом", - заявил регулятор. Киев неоднократно заявлял, что для рентабельности использования газотранспортной системы (ГТС) страны необходимо перекачивать из РФ в Европу минимум 70 млрд кубов газа.

Сегодня украинский премьер Алексей Гончарук объявил, что страна на переговорах с РФ по транзиту газа с 1 января 2020 года потребует долгосрочного договора с гарантиями транзита в количестве, достаточном для обслуживания отечественной газотранспортной системы. России подобные договоренности не выгоднее – поставки по "Турецкому потоку" и "Северному потоку" гораздо рентабельнее и надежнее. Это новые и современные газопроводы. Основная часть украинской ГТС строилась в 1970-х и давно исчерпала ресурс.

"ГТС Украины во времена СССР строилась таким образом, чтобы распределять газ потребителям внутри страны при наличии транзитных объемов, идущих из России в Европу. И сейчас речь идет о том, что при потере этих объемов придется перестраивать всю систему, чтобы удовлетворить внутренний спрос. Собственной добычи стране не хватает, придется закупать дополнительные объемы за рубежом. На перестройку ГТС понадобятся огромные средства, которых у Киева нет. И есть лишь один источник, откуда их можно взять.

Это карманы украинских граждан – придется повышать цену на продажу энергоносителя населению и бизнесу. Промышленное производство при этом в стране сократится – при подорожании газа снизится рентабельность, закроются сотни предприятий. Сократится производство химических удобрений, цемента и огромного спектра других товаров. Это обернется новыми потерями для украинского бюджета, а также дальнейшим обнищанием страны. И как раз это Киеву неплохо было бы рассчитать заранее", - подчеркивает эксперт.

Вал потерь

Действующий 10-летний контракт на транзит российского газа через территорию Украины истекает в конце этого года. Пока нет предпосылок к тому, что Киев пойдет на уступки Москве, отказавшись от судебных претензий – такое условие Россия выставила перед заключением каких-то новых договоренностей. Кроме того, РФ настаивает на рентабельности прокачки газа по украинскому маршруту, Киев же, традиционно получавший неоправданно высокие прибыли за транзит, не намерен снижать тарифы.

Общие доходы бюджета Украины составили 37 млрд долларов, причем страна потратила больше, чем заработала. Примерно такие же цифры показывает и проект бюджета на 2020 год. Стоит учитывать, что Украина при этом вынуждена отдавать почти треть общих доходов государства для обслуживания внешнего долга. На конец сентября общая задолженность страны составила 48,16 млрд долларов. На фоне этих показателей выпадение газовых транзитных доходов выглядит серьезным вызовом.

"Чтобы понимать масштабы убытков, нужно учитывать: Украина не в силах найти даже 200 млн долларов для строительства газового интерконнектора с Польшей, чтобы повысить объемы перекачки. С учетом этого нужно оценивать выпадение 2-3 млрд долларов доходов за транзит из бюджета, который итак дефицитный. Такой сценарий повлечет за собой целый ряд негативных эффектов и убытков.

Стоимость полной перестройки ГТС Украины обойдется отнюдь не в 200 млн – во много раз дороже. Иначе целый ряд регионов страны останется без газоснабжения, что повлечет за собой паралич работы заводов и фабрик, ухудшение жизни населения. Перестройка системы неизбежна, а пройдет она за населения. Все это ускорит процессы деиндустриализации в стране.

Так что просто уменьшением доходов Украина от сокращения или прекращения транзита не отделается. И руководству страны придется объяснять, почему оно стало платить больше, а жить хуже. По-хорошему, давно нужно было разработать "план Б" – проводить технические и финансовые планы на случай сокращения транзита. Но этим никто не занимался. Сейчас самый рациональный выход – идти на компромиссы с Россией, но и к этому готовности чиновники Украины не демонстрируют", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 01.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики