Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Берлин продемонстрировал Киеву готовность отказаться от украинского газового транзита

Берлин продемонстрировал Киеву готовность отказаться от украинского газового транзита

Принятие федерального закона ФРГ об имплементации Газовой директивы ЕС значительно ослабляет позицию Украины – считает заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Этот немецкий закон усиливает позиции России

Данное решение было принято большинством голосов Бундестага путем поименного голосования, причем в законе предполагается, что новые меры по ограничению работы трубопроводов будут применяться только к тем проектам, которые находятся в территориальных водах ФРГ.

Соответственно, этот закон будет регулировать последние 12 км «Северного потока-2». Что касается первого «Северного потока», то он был построен раньше и поэтому не подпадает под действие Директивы. Есть здесь и интересное положение о том, что проект может быть выведен из-под действия данного закона в случае если есть объективные причины – например, необходимость амортизации вложенных средств.

Это важный момент, учитывая, что «Северный поток-2» является совместным проектом и туда вложены деньги германского капитала, хотя есть и положение о том, что эти исключения не должны превышать 20 лет, но украинский энергетический эксперт Валентин Землянский считает, что через такой срок об этом лимите «никто и не вспомнит». Ему вторит и Дмитрий Марунич, отмечая, что это «финита ля комедия» для Украины.

Основным тезисом закона является положение о необходимости учитывать ранее вложенные инвестиции при принятии любых решений, что дает немцам основание отказаться от введения ограничений в отношении работы «Северного потока-2».

«Перед нами важный германский закон, который создал возможность исключения «Северного потока-2» из Газовой директивы ЕС, принятой Брюсселем специально для того, чтобы понизить инвестиционную привлекательность данного проекта», - заключает Гривач.

Как полагает эксперт, германский закон защищает интересы германо-российского газового сотрудничества, вложенные инвестиции и повышает энергетическую безопасность ЕС и Германии, которая рискует значительно пострадать из-за современной политики Украины.

Также это является своеобразным «приветом» для Украины, которая саботирует трехсторонние переговоры с Россией и Евросоюзом по транзиту газа, поскольку теперь у Германии есть все инструменты для того, чтобы пустить на полную мощность «Северный поток-2». Впрочем, он не будет готов к началу 2020 года и потребуется несколько лет для вывода его на проектную мощность, да и он не решает всех проблем.

Теоретически, украинский транзит может прекратить вторая и третья нитка системы «Турецкого потока», но, когда они будут реализованы, пока непонятно – да и третьей вообще нет в актуальных планах, из-за чего договариваться с Украиной, в любом случае, придется.

«Мне кажется, что этот закон повлияет на переговоры, поскольку данный нормативный акт закрепляет линию ФРГ, которая выступает в качестве одного из модераторов трехсторонних переговоров с Украиной по достижению взаимовыгодного соглашения», - констатирует Гривач.

По словам Алексея Игоревича, Германия продолжает выступать за сохранение транзита газа через Украину, но благодаря этому закону снижается вероятность того, что Киев займет неконструктивную позицию на проходящих в Брюсселе переговорах.

«Просто если Украина поведет себя неадекватно, то европейцы не будут больше так сильно настаивать на сохранении украинского транзита, как это было раньше. Ведь с точки зрения фундаментальных украинских интересов эта страна должна способствовать достижению этого соглашения и стараться всеми силами его подписать, а сейчас со стороны Киева таких усилий не видно», - резюмирует Гривач.

Украина будет вынуждена пойти на компромисс

Поэтому если Украина будет продолжать свою линию, то она просто потеряет газовый транзит через свою территорию. Из-за чего в интересах Украины недопущение транзитного кризиса в 2020 году, но очевидно, что в Киеве имеются силы, которые на это и работают.

Украина пока не представила конструктивного предложения по поводу транзита газа, поскольку украинцы требуют контракт на 10 лет с лимитом, как минимум, в 60 млрд кубов и разделением подписания этого соглашения с урегулированием споров в рамках Стокгольмского арбитража.

«Главным условием является урегулирование всех арбитражных споров, поскольку продолжать долгосрочное сотрудничество по транзиту газа в условиях постоянных судебных разбирательств России и Украины будет сложно, да и просто бессмысленно», - заключает Гривач.

Кроме того, должен быть решен вопрос с поставками газа в Евросоюз, поскольку от этого зависит эффективность использования мощностей.

«Третьим моментом является имплементация всех необходимых норм и заключение контракта на транзит газа. Если же украинская сторона не будет готова работать по европейским правилам, то это заключение временного транзитного договора», - констатирует Гривач.

Главное, России и Украине подписать хотя бы какое-то соглашение по транзиту, чтобы не оказаться в условиях правового вакуума.

«Что касается его условий, то разговор идет не о сроках и объемах, а о взаимовыгодности соглашения», - резюмирует Гривач.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 14.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики