Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Берлин продемонстрировал Киеву готовность отказаться от украинского газового транзита

Берлин продемонстрировал Киеву готовность отказаться от украинского газового транзита

Принятие федерального закона ФРГ об имплементации Газовой директивы ЕС значительно ослабляет позицию Украины – считает заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Этот немецкий закон усиливает позиции России

Данное решение было принято большинством голосов Бундестага путем поименного голосования, причем в законе предполагается, что новые меры по ограничению работы трубопроводов будут применяться только к тем проектам, которые находятся в территориальных водах ФРГ.

Соответственно, этот закон будет регулировать последние 12 км «Северного потока-2». Что касается первого «Северного потока», то он был построен раньше и поэтому не подпадает под действие Директивы. Есть здесь и интересное положение о том, что проект может быть выведен из-под действия данного закона в случае если есть объективные причины – например, необходимость амортизации вложенных средств.

Это важный момент, учитывая, что «Северный поток-2» является совместным проектом и туда вложены деньги германского капитала, хотя есть и положение о том, что эти исключения не должны превышать 20 лет, но украинский энергетический эксперт Валентин Землянский считает, что через такой срок об этом лимите «никто и не вспомнит». Ему вторит и Дмитрий Марунич, отмечая, что это «финита ля комедия» для Украины.

Основным тезисом закона является положение о необходимости учитывать ранее вложенные инвестиции при принятии любых решений, что дает немцам основание отказаться от введения ограничений в отношении работы «Северного потока-2».

«Перед нами важный германский закон, который создал возможность исключения «Северного потока-2» из Газовой директивы ЕС, принятой Брюсселем специально для того, чтобы понизить инвестиционную привлекательность данного проекта», - заключает Гривач.

Как полагает эксперт, германский закон защищает интересы германо-российского газового сотрудничества, вложенные инвестиции и повышает энергетическую безопасность ЕС и Германии, которая рискует значительно пострадать из-за современной политики Украины.

Также это является своеобразным «приветом» для Украины, которая саботирует трехсторонние переговоры с Россией и Евросоюзом по транзиту газа, поскольку теперь у Германии есть все инструменты для того, чтобы пустить на полную мощность «Северный поток-2». Впрочем, он не будет готов к началу 2020 года и потребуется несколько лет для вывода его на проектную мощность, да и он не решает всех проблем.

Теоретически, украинский транзит может прекратить вторая и третья нитка системы «Турецкого потока», но, когда они будут реализованы, пока непонятно – да и третьей вообще нет в актуальных планах, из-за чего договариваться с Украиной, в любом случае, придется.

«Мне кажется, что этот закон повлияет на переговоры, поскольку данный нормативный акт закрепляет линию ФРГ, которая выступает в качестве одного из модераторов трехсторонних переговоров с Украиной по достижению взаимовыгодного соглашения», - констатирует Гривач.

По словам Алексея Игоревича, Германия продолжает выступать за сохранение транзита газа через Украину, но благодаря этому закону снижается вероятность того, что Киев займет неконструктивную позицию на проходящих в Брюсселе переговорах.

«Просто если Украина поведет себя неадекватно, то европейцы не будут больше так сильно настаивать на сохранении украинского транзита, как это было раньше. Ведь с точки зрения фундаментальных украинских интересов эта страна должна способствовать достижению этого соглашения и стараться всеми силами его подписать, а сейчас со стороны Киева таких усилий не видно», - резюмирует Гривач.

Украина будет вынуждена пойти на компромисс

Поэтому если Украина будет продолжать свою линию, то она просто потеряет газовый транзит через свою территорию. Из-за чего в интересах Украины недопущение транзитного кризиса в 2020 году, но очевидно, что в Киеве имеются силы, которые на это и работают.

Украина пока не представила конструктивного предложения по поводу транзита газа, поскольку украинцы требуют контракт на 10 лет с лимитом, как минимум, в 60 млрд кубов и разделением подписания этого соглашения с урегулированием споров в рамках Стокгольмского арбитража.

«Главным условием является урегулирование всех арбитражных споров, поскольку продолжать долгосрочное сотрудничество по транзиту газа в условиях постоянных судебных разбирательств России и Украины будет сложно, да и просто бессмысленно», - заключает Гривач.

Кроме того, должен быть решен вопрос с поставками газа в Евросоюз, поскольку от этого зависит эффективность использования мощностей.

«Третьим моментом является имплементация всех необходимых норм и заключение контракта на транзит газа. Если же украинская сторона не будет готова работать по европейским правилам, то это заключение временного транзитного договора», - констатирует Гривач.

Главное, России и Украине подписать хотя бы какое-то соглашение по транзиту, чтобы не оказаться в условиях правового вакуума.

«Что касается его условий, то разговор идет не о сроках и объемах, а о взаимовыгодности соглашения», - резюмирует Гривач.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 14.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики