Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции против Венесуэлы вынуждают США платить России за мазут

Санкции против Венесуэлы вынуждают США платить России за мазут

Американские нефтеперерабатывающие заводы хотят продолжать покупать недорогое сырье взамен венесуэльской нефти, которая попала под санкции. И хотя мазут из РФ оказывается не таким же дешевым из-за высокой стоимости доставки, его поставки все равно выгодны, отмечает ведущий эксперт ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Поставки мазута из России в США

В последние месяцы мазут неожиданно стал одним из основных товаров, экспортируемых из России в США. По данным аналитической компании Vortexa, в октябре импорт мазута из России и других стран СНГ составил 1,35 млн тонн, а прогнозы на ноябрь говорят, как минимум, о сохранении объемов импорта мазута в США.

Как сообщает со ссылкой на источники среди трейдеров агентство Reuters, закупка мазута в России и странах СНГ стала выгодна для нефтеперерабатывающих заводов США по двум причинам. Во-первых, цены на него упали до трехлетнего минимума, составив чуть больше 41 доллара за баррель топлива. Во-вторых, сохраняются ограничения на поставки высокосернистого топлива из Венесуэлы, и американским НПЗ необходимо искать новых поставщиков.

«Я думаю, что основной причиной роста спроса на российский мазут является переориентация поставок. Раньше США подобные продукты брали в Венесуэле, сейчас это запрещено санкциями, и добыча там упала до 200-300 тысяч баррелей в сутки, соответственно продукция не поступает на американский рынок.

Так как многие американские НПЗ были настроены на высокосернистую тяжелую нефть, они ищут других поставщиков. Благодаря своему высокому техническому уровню НПЗ США покупали дешевую, но низкокачественную венесуэльскую нефть, и за счет технологий производили из нее достаточное количество нефтепродуктов с хорошей маржой.

Они хотят продолжать покупать недорогое сырье взамен венесуэльской. И хотя российское сырье оказывается не такой дешевой альтернативой, в первую очередь из-за высокой стоимости доставки, но все равно остается дешевле, чем брать ту же американскую легкую газосланцевую нефть и перерабатывать ее на НПЗ», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Увеличение импорта мазута в США происходило в течение всего года. По данным Минэнерго США, за восемь месяцев он составил около 1,7 млн баррелей, в то время как за весь прошлый год даже не превысил 1 млн баррелей. Ранее с периодом «адаптации рынков США к потере венесуэльской нефти» эксперты связывали и резкий рост поставок Россией нефти в США.

Использование мазута для заправки судов

Как объяснил независимый финансовый аналитик Дмитрий Адамидов, в случае с нефтью Россия выступает скорее как посредник, который имеет хорошие отношения с Венесуэлой и получает прибыль от перепродажи местной нефти в США. Все-таки перенастроить НПЗ на другой сорт нефти достаточно трудозатратно и недешево, к тому же понадобится остановить производство на несколько недель, что для бизнеса совсем нежелательно.

Гораздо проще сменить поставщика на бумаге. По словам Адамидова, поставщики могут заменяться, но все замены поставок не предполагают, что физическая нефть ездит по всему миру, а маршруты ее транспортировки серьезно меняются. Речь идет лишь о переподписании бумаг, поэтому венесуэльская нефть, под которую оптимизированы американские НПЗ, все равно попадает туда, но только окольными путями.

«НПЗ США легко могут работать на низкокачественном сырье, поэтому охотно берут российский мазут и хорошо его перерабатывают. Для России это новый рынок сбыта, поэтому все стороны довольны и делают бизнес.

Мазут часто используется для заправки судов, но его можно дальше перерабатывать и получать из него даже светлые нефтепродукты, в том числе битумы, асфальты и все остальное. В зависимости от НПЗ и его возможностей переработки, мазут нередко покупается и как некая промежуточная стадия, а не для прямого потребления», - добавляет Юшков.

Напомним, что с 1 января 2020 года Международная морская организация ограничивает содержание серы в бункерном топливе до 0,5%, в то время как сейчас разрешенное содержание составляет 3,5%. Ряд экспертов связывают падение цены на мазут с новыми экологическими нормативами. В итоге при заправке судов чаще будут использоваться нефтепродукты другого типа очистки, или устанавливаться системы очистки топлива до допустимых выбросов.

Но Юшков считает, что далеко не все судовладельцы пойдут по пути отказа от мазута как судового топлива. Скорее всего, многие так и останутся на мазуте. Они лишь поставят так называемые скрубберы, специальное оборудование, которое работает как фильтр, то есть вылавливает выброс серы из топлива при потреблении.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 15.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики