Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции против Венесуэлы вынуждают США платить России за мазут

Санкции против Венесуэлы вынуждают США платить России за мазут

Американские нефтеперерабатывающие заводы хотят продолжать покупать недорогое сырье взамен венесуэльской нефти, которая попала под санкции. И хотя мазут из РФ оказывается не таким же дешевым из-за высокой стоимости доставки, его поставки все равно выгодны, отмечает ведущий эксперт ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Поставки мазута из России в США

В последние месяцы мазут неожиданно стал одним из основных товаров, экспортируемых из России в США. По данным аналитической компании Vortexa, в октябре импорт мазута из России и других стран СНГ составил 1,35 млн тонн, а прогнозы на ноябрь говорят, как минимум, о сохранении объемов импорта мазута в США.

Как сообщает со ссылкой на источники среди трейдеров агентство Reuters, закупка мазута в России и странах СНГ стала выгодна для нефтеперерабатывающих заводов США по двум причинам. Во-первых, цены на него упали до трехлетнего минимума, составив чуть больше 41 доллара за баррель топлива. Во-вторых, сохраняются ограничения на поставки высокосернистого топлива из Венесуэлы, и американским НПЗ необходимо искать новых поставщиков.

«Я думаю, что основной причиной роста спроса на российский мазут является переориентация поставок. Раньше США подобные продукты брали в Венесуэле, сейчас это запрещено санкциями, и добыча там упала до 200-300 тысяч баррелей в сутки, соответственно продукция не поступает на американский рынок.

Так как многие американские НПЗ были настроены на высокосернистую тяжелую нефть, они ищут других поставщиков. Благодаря своему высокому техническому уровню НПЗ США покупали дешевую, но низкокачественную венесуэльскую нефть, и за счет технологий производили из нее достаточное количество нефтепродуктов с хорошей маржой.

Они хотят продолжать покупать недорогое сырье взамен венесуэльской. И хотя российское сырье оказывается не такой дешевой альтернативой, в первую очередь из-за высокой стоимости доставки, но все равно остается дешевле, чем брать ту же американскую легкую газосланцевую нефть и перерабатывать ее на НПЗ», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Увеличение импорта мазута в США происходило в течение всего года. По данным Минэнерго США, за восемь месяцев он составил около 1,7 млн баррелей, в то время как за весь прошлый год даже не превысил 1 млн баррелей. Ранее с периодом «адаптации рынков США к потере венесуэльской нефти» эксперты связывали и резкий рост поставок Россией нефти в США.

Использование мазута для заправки судов

Как объяснил независимый финансовый аналитик Дмитрий Адамидов, в случае с нефтью Россия выступает скорее как посредник, который имеет хорошие отношения с Венесуэлой и получает прибыль от перепродажи местной нефти в США. Все-таки перенастроить НПЗ на другой сорт нефти достаточно трудозатратно и недешево, к тому же понадобится остановить производство на несколько недель, что для бизнеса совсем нежелательно.

Гораздо проще сменить поставщика на бумаге. По словам Адамидова, поставщики могут заменяться, но все замены поставок не предполагают, что физическая нефть ездит по всему миру, а маршруты ее транспортировки серьезно меняются. Речь идет лишь о переподписании бумаг, поэтому венесуэльская нефть, под которую оптимизированы американские НПЗ, все равно попадает туда, но только окольными путями.

«НПЗ США легко могут работать на низкокачественном сырье, поэтому охотно берут российский мазут и хорошо его перерабатывают. Для России это новый рынок сбыта, поэтому все стороны довольны и делают бизнес.

Мазут часто используется для заправки судов, но его можно дальше перерабатывать и получать из него даже светлые нефтепродукты, в том числе битумы, асфальты и все остальное. В зависимости от НПЗ и его возможностей переработки, мазут нередко покупается и как некая промежуточная стадия, а не для прямого потребления», - добавляет Юшков.

Напомним, что с 1 января 2020 года Международная морская организация ограничивает содержание серы в бункерном топливе до 0,5%, в то время как сейчас разрешенное содержание составляет 3,5%. Ряд экспертов связывают падение цены на мазут с новыми экологическими нормативами. В итоге при заправке судов чаще будут использоваться нефтепродукты другого типа очистки, или устанавливаться системы очистки топлива до допустимых выбросов.

Но Юшков считает, что далеко не все судовладельцы пойдут по пути отказа от мазута как судового топлива. Скорее всего, многие так и останутся на мазуте. Они лишь поставят так называемые скрубберы, специальное оборудование, которое работает как фильтр, то есть вылавливает выброс серы из топлива при потреблении.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 15.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики