Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт предрек энергетический кризис Украине без сохранения транзита газа из России

Эксперт предрек энергетический кризис Украине без сохранения транзита газа из России

Украина может не надеяться на долгосрочный контракт транзита газа с большими объемами, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Предложение «Газпрома», сделанное «Нафтогазу» о продлении транзитного контракта или заключении нового на срок один год при взаимном отказе от претензий, является «неприемлемым», заявил глава Минэнерго Украины Алексей Оржель.

«В понедельник мы получаем предложение от «Газпрома». Давайте будем откровенны. Предложение, которое сейчас получено, — неприемлемо для Украины, учитывая то, что надо отказаться от арбитражей и подписать договор только на один год пользования нашей газотранспортной системой», — сказал Оржель.

 

Он подчеркнул, обеим сторонам необходимо искать компромисс в вопросе продления или заключения нового контракта. При этом Оржель выразил надежду, что «Газпром» придерживается такого же мнения.

По словам Игоря Юшкова, Минэнерго Украины стремится получить долгосрочный контакт на транзит газа, чтобы решить вопрос с газоснабжением в стране.

«В меньшей степени их волнует выплата штрафов, т. к. Минэнерго занимает более адекватную позицию на Украине, чем «Нафтогаз». Последний исходит из того, что необходимо сорвать транзит российского газа по нескольким причинам. Они хотят, чтобы американцы присылали свой СПГ, а также поднять цены на газ на внутреннем рынке, чтобы больше зарабатывать», — заявил Юшков в беседе с Федеральным агентством новостей.

 

Интересы Минэнерго в газовом вопросе не совпадают с интересами «Нафтогаза», поясняет эксперт. По его словам, Минэнерго будет стремиться сохранить транзит.

 

«Наличие транзита гарантирует сохранение схемы реверсных поставок. Сейчас Украина закупает газ по реверсу, но фактически они отбирают газ из транзитной трубы, а с европейцами проводят взаимозачет. А если не будет транзита, то не будет реверсных поставок. Украине придется искать где-то газ в Европе. Однако в разгар отопительного сезона сделать это будет очень тяжело. Поэтому Украина становится на грани энергетического кризиса», — объяснил собеседник ФАН.

 

Кроме того, украинское министерство несет ответственность за объемы потребления и цены на газ в стране, подчеркивает эксперт.

 

«Они исходят из того, что якобы можно сохранить транзит в тех объемах, в которых он идет сейчас, 80–90 млрд кубов газа. Таких объемов транзита газа через Украину не будет уже никогда, т. к. с 1 января запускается первая нитка «Турецкого потока». Весной будет готова вторая ветка этого газопровода. К лету будет готов «Северный поток – 2». Таким образом, Украине нужно бороться не за те объемы, которые сейчас идут, а за 10–15 млрд кубов газа. А долгосрочного контракта на большие объемы газа Украине ждать не надо. Они надеются, что это будет. В этом вся их проблема», — добавил собеседник ФАН.

 

«Газпром» ранее направил обращение к «Нафтогазу» с предложением продлить действующий контракт или заключить новый. Условием для заключения подобного договора должен был стать взаимный отказ от претензий, включая отмену решения Антимонопольного комитета Украины о наложении на «Газпром» штрафа за якобы имевшее место «нарушение экономической конкуренции» и отзыв ходатайства «Нафтогаза» об инициировании Еврокомиссией расследования против российской компании.

Напомним, ранее Стокгольмский арбитраж обязал российскую компанию выплатить «Нафтогазу» 2,56 миллиарда долларов за недопоставку объемов газа по транзиту. При определении этой суммы учитывался долг украинской корпорации перед «Газпромом. Российская компания намерена обжаловать данное решение, но «Нафтогаз» не хочет ждать рассмотрения апелляции, поэтому украинская компания «охотится» на активы «Газпрома», находящиеся в юрисдикции других стран. Отметим, что «Нафтогаз» потерял 1,6 миллиарда долларов на судебной тяжбе с российской компанией. 

Автор: Денис Рассказчиков

Источник: ФАН, 19.11.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики