Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > «Газпром» готовится адаптировать маркетинговую политику

«Газпром» готовится адаптировать маркетинговую политику

26 января в центральном офисе «Газпрома» состоялось заседание совета директоров газовой монополии, на котором были рассмотрены вопросы, касающиеся коррекции маркетинговой политики концерна в условиях мирового финансово-экономического кризиса и изменений на рынках энергоносителей. Официальные итоги заранее анонсированного события выглядят довольно скупо: на основе рассмотренной информации совет директоров лишь одобрил работу правления «Газпрома» по поддержанию доли российского газа в потреблении зарубежных стран на существующем уровне. Планируется и дальше развивать «комплекс мер» для использования конъюнктурных изменений на газовом рынке и выхода на новые рынки с трубопроводным и сжиженным «голубым топливом».

Отсутствие подробного отчета о событии может означать, что и внутри самого «Газпрома», и на уровне политического руководства страны идут серьезные дискуссии относительно необходимости серьезной коррекции маркетинговой политики и инвестиционных приоритетов газового концерна, но окончательных решений еще не принято. Однако изменения на рынках газа явно требуют от «Газпрома» именно оперативной и своевременной реакции.

В частности, никуда не уйти от «окончательного» осознания изменений на рынке газа США, где нетрадиционные виды «голубого топлива» (включая сланцевый газ) произвели такую революцию, что американский рынок становится практически самодостаточным на обозримую перспективу. Следовательно, еще совсем недавно громко представлямые планы по завоеванию чуть ли не 10% от рынка США нуждаются в переоценке. А высвобождаемые объемы СПГ с американского континента неизбежно будут оказывать давление также и на спрос и на цены на российский трубопроводный газ в Европе, к чему необходимо заранее готовиться.

Новая «адаптированная» маркетинговая политика будет влиять и на ситуацию с добычей. Согласно попавшим в прессу данным, на трубопроводные проекты в текущем году «Газпром» потратит почти втрое больше, чем на проекты по добыче — 405,1 млрд рублей против 150 млрд. Существуют вполне вероятные риски относительно того, что «закрытие» американского рынка и растущая конкуренция на рынке Европы может лишь усилить «трубопроводный» тренд в газпромовских инвестициях в ущерб добыче. В частности, «подвисает» судьба Штокманского месторождения, откуда значительную часть СПГ планировалось поставлять именно в США. Однако вряд ли секвестр добычных проектов на самом деле в стратегическом плане выгоден «Газпрому», если учесть фактор предстоящего быстрого падения собственной добычи традиционного газа в Европе (и вовсе не гарантированные перспективы с добычей сланцевого газа в Старом свете).

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики