Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Сила Сибири-2" меняет приоритеты соседей России в импорте газа

"Сила Сибири-2" меняет приоритеты соседей России в импорте газа

Стремление Казахстана присоединиться к "Силе Сибири-2" вполне понятно, но едва ли это сочтут выгодным для себя Россия и Китай. Об этом ФБА "Экономика сегодня" заявил заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Казахстан рассматривает возможность присоединения к газопроводу "Сила Сибири-2", чтобы газифицировать объекты Восточно-Казахстанской области – об этом рассказал первый замминистра энергетики Казахстана Махамбет Досмухамбетов. По словам чиновника, в Восточно-Казахстанской области газовое месторождение, которое есть в регионе, имеет относительно небольшие объемы газа, которые не позволяют обеспечить всю область – только в районном масштабе. Трубопровод из России в Китай может решить эту проблему.

"Изначально было несколько концепций строительства "Силы Сибири-2", и окончательного проекта нет по сей день, - отмечает специалист. - Он в любом случае должен был идти из России в Китай, но мог частично пройти по территории третьего государства. Хотя изначально газопровод условно назвали "Алтай" и предрекли, что он обойдется без стран-посредников – просто пересечет российско-китайскую границу. Но как только проект был заявлен, сразу нашлись стороны, желающие в нем поучаствовать.

Так, в прошлом году Монголия предложила проложить эту трубу по своей территории, тем самым открыть свой рынок для поставок российского газа. Казахстан не впервые демонстрирует интерес к проекту, надеясь с его помощью решить внутренние проблемы газификации населенных пунктов. А заодно и зарабатывать – транзитные страны получают довольно значимые деньги за то, что пропускают газ по участку трубопровода на своей территории".

Транзитный вариант

"Если Россия с Китаем все же будут строить "Силу Сибири-2" и он пройдет через территорию Казахстана, у нас будет возможность газифицировать восток с использованием этого газопровода. Или же мы будем смотреть другие варианты – от Барнаула подключение к газотранспортной системе", – сказал Досмухамбетов. По его словам, проект нового российско-китайского трубопровода пока находится на стадии изучения и переговоров. Но Казахстан надеется на решение в свою пользу.

"Не только цена, но и надежность обеспечения тоже очень важный аспект, поэтому в некоторых случаях мы предполагаем иметь возможность использовать два альтернативных источника. Исходя из всего этого будет выбран вариант", – пояснил Досмухамбетов. В 2015 году Газпром и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали меморандум о взаимопонимании по проекту трубопроводных поставок природного газа в Китай с Дальнего Востока России. Первый проект "Силы Сибири" официально будет открыт на следующей неделе.

"Весьма сомнительно, чтобы Россия и Китай нашли какие-то выгоды в прокладке трубопровода через Казахстан. Для Нур-Султана выгоды очевидны – и финансовые, и инфраструктурные. Но перспективы продажи российского газа Казахстану сейчас слабые – газ в этой стране очень дешев и прибыли не покроют расходов по такому проекту. Китай же намерен диверсифицировать поставки газа, для этого и заключает договора по новым трубопроводам.

Через Казахстан китайцы уже получают центральноазиатский газ – Туркменистана, Узбекистана и казахский собственный. Смысла им прокладывать трубу через страну, от которой уже частично зависят в поставках, просто нет. Потому Нур-Султану, видимо, придется просчитывать другие проекты сотрудничества с Россией – так, чтобы они были интересны "Газпрому". Ма сегодняшний день маловероятно , что Казахстан станет участником проекта "Сила Сибири-2", - подчеркивает эксперт.

Новый импульс

Президент России Владимир Путин и председатель Китая Си Цзиньпин, предположительно, 2 декабря проведут телемост, дав старт открытию газопровода "Сила Сибири". Газпром и CNPC еще в 2015 году подписали соглашение о поставках газа с месторождений Западной Сибири в Китай по "западному маршруту" – газопроводу "Сила Сибири-2". Первоначально предусматривается поставка в Китай 30 млрд кубометров в год. Но с тех пор реализация проекта особо не продвинулась.

На проходившем в ноябре 2014 года в Пекине саммите АТЭС, наряду с подписанным договором о поставках газа Китаю через восточный маршрут "Сила Сибири", так же был подписан меморандум и рамочное соглашение об увеличении поставок газа КНР почти в два раза, за счет мощностей западного маршрута "Алтай". "Газпромом" и Минэнерго РФ заявляли, что окончательное решение о проекте будет принято после проведения технико-экономического обоснования строительства.

"Есть несколько факторов, из-за которых проект остановился на этапе предварительных соглашений. Главный из них – стороны не договорились о цене поставок, которая устроила бы "Газпром" как поставщика и китайских импортеров как покупателей. С другой стороны, все силы Москвы и Пекина в последние годы сконцентрировали на реализации первого проекта "Силы Сибири", так как под него уже проработали технические вопросы и торговые соглашения.

На следующей неделе официально откроют поставки по этому маршруту. Велика вероятность, что на базе первого удачно запущенного проекта появится импульс для реализации новых проектов. По всем прогнозам, в ближайшие 10 лет как минимум удвоит потребление природного газа. Значительная часть объемов придется на импорт – собственных ресурсов для удовлетворения растущего спроса нет.

То есть новые газопроводы из России в КНР – это вопрос лишь времени и переговоров. Раньше или позже, но их будут прокладывать. Возможно, при этом учтут и какие-то интересы третьих стран", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 26.11.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики