Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Сила Сибири-2" меняет приоритеты соседей России в импорте газа

"Сила Сибири-2" меняет приоритеты соседей России в импорте газа

Стремление Казахстана присоединиться к "Силе Сибири-2" вполне понятно, но едва ли это сочтут выгодным для себя Россия и Китай. Об этом ФБА "Экономика сегодня" заявил заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Казахстан рассматривает возможность присоединения к газопроводу "Сила Сибири-2", чтобы газифицировать объекты Восточно-Казахстанской области – об этом рассказал первый замминистра энергетики Казахстана Махамбет Досмухамбетов. По словам чиновника, в Восточно-Казахстанской области газовое месторождение, которое есть в регионе, имеет относительно небольшие объемы газа, которые не позволяют обеспечить всю область – только в районном масштабе. Трубопровод из России в Китай может решить эту проблему.

"Изначально было несколько концепций строительства "Силы Сибири-2", и окончательного проекта нет по сей день, - отмечает специалист. - Он в любом случае должен был идти из России в Китай, но мог частично пройти по территории третьего государства. Хотя изначально газопровод условно назвали "Алтай" и предрекли, что он обойдется без стран-посредников – просто пересечет российско-китайскую границу. Но как только проект был заявлен, сразу нашлись стороны, желающие в нем поучаствовать.

Так, в прошлом году Монголия предложила проложить эту трубу по своей территории, тем самым открыть свой рынок для поставок российского газа. Казахстан не впервые демонстрирует интерес к проекту, надеясь с его помощью решить внутренние проблемы газификации населенных пунктов. А заодно и зарабатывать – транзитные страны получают довольно значимые деньги за то, что пропускают газ по участку трубопровода на своей территории".

Транзитный вариант

"Если Россия с Китаем все же будут строить "Силу Сибири-2" и он пройдет через территорию Казахстана, у нас будет возможность газифицировать восток с использованием этого газопровода. Или же мы будем смотреть другие варианты – от Барнаула подключение к газотранспортной системе", – сказал Досмухамбетов. По его словам, проект нового российско-китайского трубопровода пока находится на стадии изучения и переговоров. Но Казахстан надеется на решение в свою пользу.

"Не только цена, но и надежность обеспечения тоже очень важный аспект, поэтому в некоторых случаях мы предполагаем иметь возможность использовать два альтернативных источника. Исходя из всего этого будет выбран вариант", – пояснил Досмухамбетов. В 2015 году Газпром и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали меморандум о взаимопонимании по проекту трубопроводных поставок природного газа в Китай с Дальнего Востока России. Первый проект "Силы Сибири" официально будет открыт на следующей неделе.

"Весьма сомнительно, чтобы Россия и Китай нашли какие-то выгоды в прокладке трубопровода через Казахстан. Для Нур-Султана выгоды очевидны – и финансовые, и инфраструктурные. Но перспективы продажи российского газа Казахстану сейчас слабые – газ в этой стране очень дешев и прибыли не покроют расходов по такому проекту. Китай же намерен диверсифицировать поставки газа, для этого и заключает договора по новым трубопроводам.

Через Казахстан китайцы уже получают центральноазиатский газ – Туркменистана, Узбекистана и казахский собственный. Смысла им прокладывать трубу через страну, от которой уже частично зависят в поставках, просто нет. Потому Нур-Султану, видимо, придется просчитывать другие проекты сотрудничества с Россией – так, чтобы они были интересны "Газпрому". Ма сегодняшний день маловероятно , что Казахстан станет участником проекта "Сила Сибири-2", - подчеркивает эксперт.

Новый импульс

Президент России Владимир Путин и председатель Китая Си Цзиньпин, предположительно, 2 декабря проведут телемост, дав старт открытию газопровода "Сила Сибири". Газпром и CNPC еще в 2015 году подписали соглашение о поставках газа с месторождений Западной Сибири в Китай по "западному маршруту" – газопроводу "Сила Сибири-2". Первоначально предусматривается поставка в Китай 30 млрд кубометров в год. Но с тех пор реализация проекта особо не продвинулась.

На проходившем в ноябре 2014 года в Пекине саммите АТЭС, наряду с подписанным договором о поставках газа Китаю через восточный маршрут "Сила Сибири", так же был подписан меморандум и рамочное соглашение об увеличении поставок газа КНР почти в два раза, за счет мощностей западного маршрута "Алтай". "Газпромом" и Минэнерго РФ заявляли, что окончательное решение о проекте будет принято после проведения технико-экономического обоснования строительства.

"Есть несколько факторов, из-за которых проект остановился на этапе предварительных соглашений. Главный из них – стороны не договорились о цене поставок, которая устроила бы "Газпром" как поставщика и китайских импортеров как покупателей. С другой стороны, все силы Москвы и Пекина в последние годы сконцентрировали на реализации первого проекта "Силы Сибири", так как под него уже проработали технические вопросы и торговые соглашения.

На следующей неделе официально откроют поставки по этому маршруту. Велика вероятность, что на базе первого удачно запущенного проекта появится импульс для реализации новых проектов. По всем прогнозам, в ближайшие 10 лет как минимум удвоит потребление природного газа. Значительная часть объемов придется на импорт – собственных ресурсов для удовлетворения растущего спроса нет.

То есть новые газопроводы из России в КНР – это вопрос лишь времени и переговоров. Раньше или позже, но их будут прокладывать. Возможно, при этом учтут и какие-то интересы третьих стран", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 26.11.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики