Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Сила Сибири-2" меняет приоритеты соседей России в импорте газа

"Сила Сибири-2" меняет приоритеты соседей России в импорте газа

Стремление Казахстана присоединиться к "Силе Сибири-2" вполне понятно, но едва ли это сочтут выгодным для себя Россия и Китай. Об этом ФБА "Экономика сегодня" заявил заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Казахстан рассматривает возможность присоединения к газопроводу "Сила Сибири-2", чтобы газифицировать объекты Восточно-Казахстанской области – об этом рассказал первый замминистра энергетики Казахстана Махамбет Досмухамбетов. По словам чиновника, в Восточно-Казахстанской области газовое месторождение, которое есть в регионе, имеет относительно небольшие объемы газа, которые не позволяют обеспечить всю область – только в районном масштабе. Трубопровод из России в Китай может решить эту проблему.

"Изначально было несколько концепций строительства "Силы Сибири-2", и окончательного проекта нет по сей день, - отмечает специалист. - Он в любом случае должен был идти из России в Китай, но мог частично пройти по территории третьего государства. Хотя изначально газопровод условно назвали "Алтай" и предрекли, что он обойдется без стран-посредников – просто пересечет российско-китайскую границу. Но как только проект был заявлен, сразу нашлись стороны, желающие в нем поучаствовать.

Так, в прошлом году Монголия предложила проложить эту трубу по своей территории, тем самым открыть свой рынок для поставок российского газа. Казахстан не впервые демонстрирует интерес к проекту, надеясь с его помощью решить внутренние проблемы газификации населенных пунктов. А заодно и зарабатывать – транзитные страны получают довольно значимые деньги за то, что пропускают газ по участку трубопровода на своей территории".

Транзитный вариант

"Если Россия с Китаем все же будут строить "Силу Сибири-2" и он пройдет через территорию Казахстана, у нас будет возможность газифицировать восток с использованием этого газопровода. Или же мы будем смотреть другие варианты – от Барнаула подключение к газотранспортной системе", – сказал Досмухамбетов. По его словам, проект нового российско-китайского трубопровода пока находится на стадии изучения и переговоров. Но Казахстан надеется на решение в свою пользу.

"Не только цена, но и надежность обеспечения тоже очень важный аспект, поэтому в некоторых случаях мы предполагаем иметь возможность использовать два альтернативных источника. Исходя из всего этого будет выбран вариант", – пояснил Досмухамбетов. В 2015 году Газпром и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали меморандум о взаимопонимании по проекту трубопроводных поставок природного газа в Китай с Дальнего Востока России. Первый проект "Силы Сибири" официально будет открыт на следующей неделе.

"Весьма сомнительно, чтобы Россия и Китай нашли какие-то выгоды в прокладке трубопровода через Казахстан. Для Нур-Султана выгоды очевидны – и финансовые, и инфраструктурные. Но перспективы продажи российского газа Казахстану сейчас слабые – газ в этой стране очень дешев и прибыли не покроют расходов по такому проекту. Китай же намерен диверсифицировать поставки газа, для этого и заключает договора по новым трубопроводам.

Через Казахстан китайцы уже получают центральноазиатский газ – Туркменистана, Узбекистана и казахский собственный. Смысла им прокладывать трубу через страну, от которой уже частично зависят в поставках, просто нет. Потому Нур-Султану, видимо, придется просчитывать другие проекты сотрудничества с Россией – так, чтобы они были интересны "Газпрому". Ма сегодняшний день маловероятно , что Казахстан станет участником проекта "Сила Сибири-2", - подчеркивает эксперт.

Новый импульс

Президент России Владимир Путин и председатель Китая Си Цзиньпин, предположительно, 2 декабря проведут телемост, дав старт открытию газопровода "Сила Сибири". Газпром и CNPC еще в 2015 году подписали соглашение о поставках газа с месторождений Западной Сибири в Китай по "западному маршруту" – газопроводу "Сила Сибири-2". Первоначально предусматривается поставка в Китай 30 млрд кубометров в год. Но с тех пор реализация проекта особо не продвинулась.

На проходившем в ноябре 2014 года в Пекине саммите АТЭС, наряду с подписанным договором о поставках газа Китаю через восточный маршрут "Сила Сибири", так же был подписан меморандум и рамочное соглашение об увеличении поставок газа КНР почти в два раза, за счет мощностей западного маршрута "Алтай". "Газпромом" и Минэнерго РФ заявляли, что окончательное решение о проекте будет принято после проведения технико-экономического обоснования строительства.

"Есть несколько факторов, из-за которых проект остановился на этапе предварительных соглашений. Главный из них – стороны не договорились о цене поставок, которая устроила бы "Газпром" как поставщика и китайских импортеров как покупателей. С другой стороны, все силы Москвы и Пекина в последние годы сконцентрировали на реализации первого проекта "Силы Сибири", так как под него уже проработали технические вопросы и торговые соглашения.

На следующей неделе официально откроют поставки по этому маршруту. Велика вероятность, что на базе первого удачно запущенного проекта появится импульс для реализации новых проектов. По всем прогнозам, в ближайшие 10 лет как минимум удвоит потребление природного газа. Значительная часть объемов придется на импорт – собственных ресурсов для удовлетворения растущего спроса нет.

То есть новые газопроводы из России в КНР – это вопрос лишь времени и переговоров. Раньше или позже, но их будут прокладывать. Возможно, при этом учтут и какие-то интересы третьих стран", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 26.11.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики