Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: реальные возможности Украины и Польши создать полноценный «газовый фронт» ограничены

С. Митрахович: реальные возможности Украины и Польши создать полноценный «газовый фронт» ограничены

«Газовые взаимоотношения» России, Украины и Польши под конец 2019 года набирают обороты.

Так, в сентябре Европейский суд запретил Газпрому использовать мощности газопровода Opal. Такой подарок Украине сделала Польша. А на прошлой неделе в польский порт Свиноуйсце прибыл американский танкер со сжиженным газом для Украины. Но, несмотря на это, Польша не готова помогать Киеву, например, в строительстве терминала для приема СПГ, а также обеспечивать поставки газа.

Насколько отношения между Украиной и Польшей дружественные и готова ли Россия учитывать в газовой политике противоречия двух стран Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:

- Темы объединяет медийный ажиотаж и восприятие украинской и польской игры по отношению к России как совместной стратегии, хотя реальные возможности Киева и Варшавы создать полноценный «газовый фронт» ограничены. 

Например, Польша активно подает иски против Газпрома и его ключевых партнеров в Европе, в частности, по проектам обходных газопроводов и дополнительной инфраструктуры на территории стран ЕС (OPAL, Eugal и т.д.). Польша даже начала выписывать штрафы в отношении участников проекта «Северный поток - 2»: первой под раздачу попала Engie, дальше штрафов может быть больше. Обещает польская сторона и возможные иски против самой сильной страны ЕС - Германии - по вопросам применения газовой директивы Евросоюза к «Северному потоку - 2». 

Но одновременно у Польши есть границы, которые Варшаве в рамках курса на поддержку Украины перейти трудно. Например, Варшава не рискует отношениями с теми же Чехией и Словакией, даже не пытаясь оказывать на них давление, хотя они полным ходом готовят инфраструктуру на своей территории для получения газа через «Северные потоки» и Германию. Польша вовсе не обещает также строительство за свой счет инфраструктуры на украинской территории для дополнительных поставок газа из Польши (например, регазифицированного СПГ из Свиноустья) на Украину (существующая сейчас инфраструктура дает возможность прокачивать не более 2 млрд кубов в год). Не идет речь и о том, чтобы Польша субсидировала Украине поставки газа по данному направлению. 

В итоге поддержка Польши и иных ее европейских союзников вряд ли дают Киеву достаточную силу и уверенность в себе для победного выхода из гипотетической новой «газовой войны» с Россией (то есть сценария с прерыванием украинского транзита). Никакого перекрытия транзита через саму Польшу для «солидарности» с Украиной не будет. Польские требования, приведшие к временному сокращению мощности OPAL, также будут отброшены Евросоюзом в случае прерывания транзита через Украину. 

В случае с Украиной есть вероятность поднятия газового вопроса - хотя и вне официальной повестки - на Нормандском формате или в любой иной коммуникации президентов РФ и Украины. С высокой степенью вероятности это уже будет не только и не столько вопрос соглашения по газу, сколько вопрос общей пакетной договоренности Москвы и Киева по комплексу вопросов, включая и Донбасс.

Россию устроит вариант либо краткосрочного контракта (по старой схеме либо через аукционы на бронирование мощности по правилам Третьего энергопакета), либо среднесрочного контракта, но с относительно небольшими объемами. Россия также ставит жесткое требование об отказе Украины от выигранных в Стокгольме $2,6 млрд (плюс проценты). Подобный выбор для Киева очень труден, но ему нужно учитывать альтернативу - а она весьма неприятна. С объективной точки зрения Киев не сможет победить в Третьей газовой войне, ведь в отличие от 2006 и 2009 годов существует куда больше возможностей альтернативных способов снабжать Европу газом («Северный поток - 1», сжиженный газ), а ведь в 2020 году мощности обходных газопроводов дополнительно вырастут.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 27.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики