Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: реальные возможности Украины и Польши создать полноценный «газовый фронт» ограничены

С. Митрахович: реальные возможности Украины и Польши создать полноценный «газовый фронт» ограничены

«Газовые взаимоотношения» России, Украины и Польши под конец 2019 года набирают обороты.

Так, в сентябре Европейский суд запретил Газпрому использовать мощности газопровода Opal. Такой подарок Украине сделала Польша. А на прошлой неделе в польский порт Свиноуйсце прибыл американский танкер со сжиженным газом для Украины. Но, несмотря на это, Польша не готова помогать Киеву, например, в строительстве терминала для приема СПГ, а также обеспечивать поставки газа.

Насколько отношения между Украиной и Польшей дружественные и готова ли Россия учитывать в газовой политике противоречия двух стран Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:

- Темы объединяет медийный ажиотаж и восприятие украинской и польской игры по отношению к России как совместной стратегии, хотя реальные возможности Киева и Варшавы создать полноценный «газовый фронт» ограничены. 

Например, Польша активно подает иски против Газпрома и его ключевых партнеров в Европе, в частности, по проектам обходных газопроводов и дополнительной инфраструктуры на территории стран ЕС (OPAL, Eugal и т.д.). Польша даже начала выписывать штрафы в отношении участников проекта «Северный поток - 2»: первой под раздачу попала Engie, дальше штрафов может быть больше. Обещает польская сторона и возможные иски против самой сильной страны ЕС - Германии - по вопросам применения газовой директивы Евросоюза к «Северному потоку - 2». 

Но одновременно у Польши есть границы, которые Варшаве в рамках курса на поддержку Украины перейти трудно. Например, Варшава не рискует отношениями с теми же Чехией и Словакией, даже не пытаясь оказывать на них давление, хотя они полным ходом готовят инфраструктуру на своей территории для получения газа через «Северные потоки» и Германию. Польша вовсе не обещает также строительство за свой счет инфраструктуры на украинской территории для дополнительных поставок газа из Польши (например, регазифицированного СПГ из Свиноустья) на Украину (существующая сейчас инфраструктура дает возможность прокачивать не более 2 млрд кубов в год). Не идет речь и о том, чтобы Польша субсидировала Украине поставки газа по данному направлению. 

В итоге поддержка Польши и иных ее европейских союзников вряд ли дают Киеву достаточную силу и уверенность в себе для победного выхода из гипотетической новой «газовой войны» с Россией (то есть сценария с прерыванием украинского транзита). Никакого перекрытия транзита через саму Польшу для «солидарности» с Украиной не будет. Польские требования, приведшие к временному сокращению мощности OPAL, также будут отброшены Евросоюзом в случае прерывания транзита через Украину. 

В случае с Украиной есть вероятность поднятия газового вопроса - хотя и вне официальной повестки - на Нормандском формате или в любой иной коммуникации президентов РФ и Украины. С высокой степенью вероятности это уже будет не только и не столько вопрос соглашения по газу, сколько вопрос общей пакетной договоренности Москвы и Киева по комплексу вопросов, включая и Донбасс.

Россию устроит вариант либо краткосрочного контракта (по старой схеме либо через аукционы на бронирование мощности по правилам Третьего энергопакета), либо среднесрочного контракта, но с относительно небольшими объемами. Россия также ставит жесткое требование об отказе Украины от выигранных в Стокгольме $2,6 млрд (плюс проценты). Подобный выбор для Киева очень труден, но ему нужно учитывать альтернативу - а она весьма неприятна. С объективной точки зрения Киев не сможет победить в Третьей газовой войне, ведь в отличие от 2006 и 2009 годов существует куда больше возможностей альтернативных способов снабжать Европу газом («Северный поток - 1», сжиженный газ), а ведь в 2020 году мощности обходных газопроводов дополнительно вырастут.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 27.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики