Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: реальные возможности Украины и Польши создать полноценный «газовый фронт» ограничены

С. Митрахович: реальные возможности Украины и Польши создать полноценный «газовый фронт» ограничены

«Газовые взаимоотношения» России, Украины и Польши под конец 2019 года набирают обороты.

Так, в сентябре Европейский суд запретил Газпрому использовать мощности газопровода Opal. Такой подарок Украине сделала Польша. А на прошлой неделе в польский порт Свиноуйсце прибыл американский танкер со сжиженным газом для Украины. Но, несмотря на это, Польша не готова помогать Киеву, например, в строительстве терминала для приема СПГ, а также обеспечивать поставки газа.

Насколько отношения между Украиной и Польшей дружественные и готова ли Россия учитывать в газовой политике противоречия двух стран Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:

- Темы объединяет медийный ажиотаж и восприятие украинской и польской игры по отношению к России как совместной стратегии, хотя реальные возможности Киева и Варшавы создать полноценный «газовый фронт» ограничены. 

Например, Польша активно подает иски против Газпрома и его ключевых партнеров в Европе, в частности, по проектам обходных газопроводов и дополнительной инфраструктуры на территории стран ЕС (OPAL, Eugal и т.д.). Польша даже начала выписывать штрафы в отношении участников проекта «Северный поток - 2»: первой под раздачу попала Engie, дальше штрафов может быть больше. Обещает польская сторона и возможные иски против самой сильной страны ЕС - Германии - по вопросам применения газовой директивы Евросоюза к «Северному потоку - 2». 

Но одновременно у Польши есть границы, которые Варшаве в рамках курса на поддержку Украины перейти трудно. Например, Варшава не рискует отношениями с теми же Чехией и Словакией, даже не пытаясь оказывать на них давление, хотя они полным ходом готовят инфраструктуру на своей территории для получения газа через «Северные потоки» и Германию. Польша вовсе не обещает также строительство за свой счет инфраструктуры на украинской территории для дополнительных поставок газа из Польши (например, регазифицированного СПГ из Свиноустья) на Украину (существующая сейчас инфраструктура дает возможность прокачивать не более 2 млрд кубов в год). Не идет речь и о том, чтобы Польша субсидировала Украине поставки газа по данному направлению. 

В итоге поддержка Польши и иных ее европейских союзников вряд ли дают Киеву достаточную силу и уверенность в себе для победного выхода из гипотетической новой «газовой войны» с Россией (то есть сценария с прерыванием украинского транзита). Никакого перекрытия транзита через саму Польшу для «солидарности» с Украиной не будет. Польские требования, приведшие к временному сокращению мощности OPAL, также будут отброшены Евросоюзом в случае прерывания транзита через Украину. 

В случае с Украиной есть вероятность поднятия газового вопроса - хотя и вне официальной повестки - на Нормандском формате или в любой иной коммуникации президентов РФ и Украины. С высокой степенью вероятности это уже будет не только и не столько вопрос соглашения по газу, сколько вопрос общей пакетной договоренности Москвы и Киева по комплексу вопросов, включая и Донбасс.

Россию устроит вариант либо краткосрочного контракта (по старой схеме либо через аукционы на бронирование мощности по правилам Третьего энергопакета), либо среднесрочного контракта, но с относительно небольшими объемами. Россия также ставит жесткое требование об отказе Украины от выигранных в Стокгольме $2,6 млрд (плюс проценты). Подобный выбор для Киева очень труден, но ему нужно учитывать альтернативу - а она весьма неприятна. С объективной точки зрения Киев не сможет победить в Третьей газовой войне, ведь в отличие от 2006 и 2009 годов существует куда больше возможностей альтернативных способов снабжать Европу газом («Северный поток - 1», сжиженный газ), а ведь в 2020 году мощности обходных газопроводов дополнительно вырастут.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 27.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики