Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Если учесть, что саудиты считали стоимость добычи на новых проектах в РФ с налогами, то эти показатели скорее занижены"

"Если учесть, что саудиты считали стоимость добычи на новых проектах в РФ с налогами, то эти показатели скорее занижены"

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

По данным, приведенным в проспекте к IPO госкомпании Саудовской Аравии Saudi Aramco, безубыточная цена нефти для новых нефтяных проектов на суше России в среднем составляет около $42 за баррель сорта Brent, для проектов морской добычи — около $44.

По мнению замминистра энергетики Павла Сорокина, себестоимость российской нефти сегодня составляет $25 и меньше, «все остальное — налоги». По словам Сорокина, страна постепенно переходит к освоению более дорогих запасов, и если сегодня $25 за баррель было достаточно, чтобы развиваться, то для освоения запасов завтра при цене на нефть ниже $60–70 этого уже не хватит.

Глава «Лукойла» Вагит Алекперов в марте прошлого года заявил, что себестоимость добычи нефти до 2030 года может вырасти до $60-70 за баррель, а себестоимость добычи нефти в компании в настоящее время $13 за баррель,

Согласно данным Росстата, сообщает РБК, полная себестоимость российской нефти (в фактических ценах, без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) во втором квартале 2019 года составила 2508 руб. за баррель, или $31,9 по среднему курсу квартала.

В отчете компании «Роснефть» за 2018 год расходы на добычу указаны как 194 руб. за б.н.э. Глава «Роснефти» Игорь Сечин на днях сообщил, что lifting costs компании составляет порядка $3,1 на баррель. У других российских компаний, по его словам, эта величина в районе $5 на баррель, у западных партнеров - до $17.

Вопросы:

1. Какие, на ваш взгляд, цифры себестоимости добычи нефти в России без и с учетом налогов наиболее близки к действительности?

2. По каким причинам себестоимость добычи «Роснефти» меньше, чем у других российских компаний?

3. Как вы оцениваете отношение полной стоимости добычи нефти в России к аналогичной стоимости в странах Персидского залива и к сланцевой нефти США?

Мнение эксперта:

Saudi Aramco IPO решила набить себе цену и с точки зрения презентации своего видения нефтяного мира. Для этой цели саудиты решили раскритиковать конкурентов, представив анализ себестоимости добычи в разных странах. Азербайджанские СМИ, например, обиделись за сообщения саудитов о том, что добыча на суше Азербайджана стоит 49 долларов за баррель, а на шельфе этой страны - 60 долларов. СМИ Азербайджана назвали эти данные «завышенными», «странными», «поставленными вверх ногами».

Применительно к РФ саудовская компания рассчитала, что для безубыточности новых проектов в России на суше минимальная цена барреля нефти марки Brent должна быть 42 доллара, а для морских проектов - 44 доллара. В КСА же стоимость добычи оценена в 17 долларов. На самом деле, если учесть, что саудиты считали стоимость добычи на новых проектах в РФ с налогами, то эти показатели скорее занижены, чем завышен, тем более шельфовые проекты явно дороже сухопутных не на 2 доллара за баррель, а на существенно большую величину. Как утверждал в феврале 2019 года замминистра энергетики РФ Павел Сорокин, «в среднем в России операционные затраты – это $3–10 на барр., еще $5–10 – капитальные затраты, транспорт – $5. Итого $25 за баррель – наша себестоимость. При девальвации рубля себестоимость тоже снижается. Все остальное – налоги». А налоговых послаблений для всей отрасли не предвидится - льготы получают лишь политически влиятельные компании, хотя и под крупные проекты. Если же считать полные налоги, то стоимость добычи нефти в РФ на новых сложных проектах даже выше, чем рисуют саудиты.

В любом случае, даже расхождения по этим цифрам лишний раз доказывают, что взаимопонимание между двумя главными игроками в ОПЕК+ лишь частичное, а сам «нефтяной альянс» - весьма хрупкий. И еще более хрупким он может стать в случае необходимости ужесточать условия сделки ОПЕК+ из-за продолжающегося роста американской добычи. «Спасти» РФ и КСА тут может разве что Иран, в котором из-за санкций США продолжается падение экономики и по состоянию на ноябрь 2019 года уже начались «бензиновые бунты» с попытками поджечь нефтехранилища.

Опубликовано: ИРТТЭК, 19.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики