Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый поворот: в Дании подали жалобу на «Северный поток – 2»

Новый поворот: в Дании подали жалобу на «Северный поток – 2»

Эксперты оценили жалобу в Дании на «Северный поток — 2»

Хотя разрешение Копенгагена на прокладку газопровода «Северный поток — 2» уже получено, в Дании подали жалобу на проект. Кто выступил с этой инициативой, и по каким основаниям, пока не сообщается. Приостановить строительство эта жалоба не поможет, но на пути второго «Потока» и так достаточно проблем, из-за которых сроки его запуска сдвигаются.

Апелляционный совет Дании по вопросам энергетики получил жалобу на решение Датского энергетического агентства (DEA), разрешившего строить газопровод «Северный поток — 2» в территориальных водах страны. Об этом сообщила РИА «Новости» пресс-секретарь совета Эллен Эвиг Юргенссен. 

По ее словам, жалоба поступила в установленные для апелляции сроки — до 27 ноября. Однако кто ее подал, она не уточнила.

Жалоба обычно не приостанавливает решение по делу, пояснила она. В среднем, по ее словам, совет принимает решение в течение 17 месяцев.

О намерении обжаловать разрешение на строительство «Северного потока — 2» заявлял ранее министр энергетики Украины Алексей Оржель.

Киев мог бы оспорить решение DEA с точки зрения экологии, утверждал он.

Однако компания Nord Stream 2 AG, оператор «Северного потока — 2» (100% дочка «Газпрома»), заявляла, что DEA основывалось на тщательной оценке воздействия проекта на окружающую среду.

Разрешение Копенгагена на прокладку газопровода «Северный поток — 2» вступило в силу 28 ноября. Так что в ближайшее время Россия может начать строительство участка в датских территориальных водах Балтийского моря. Мощность проекта оценивается в 55 млрд кубометров в год. Стоимость строительства составляет около €9,5 млрд. Сам газопровод построен уже на 87%. 

Проект затрагивает юрисдикции Германии, Финляндии, Швеции и Дании.

С разрешением на его прокладку затянула только Дания. Заявки на рассмотрение маршрута «Северного потока — 2» Копенгаген с завидной регулярностью получал с апреля 2017 года. Однако раз за разом он их отклонял.

В итоге решение о строительстве датского участка было принято совсем недавно, только в октябре 2019 года.

По словам Артема Деева, руководитель аналитического департамента AMarkets, в данным случае не важно, кто подал апелляцию. Это вполне мог быть и официальный Киев, учитывая, что запуск второго «Потока» снижает необходимость России в транзите через Украину.

«Цель этих апелляций – максимально задержать сроки строительства и оказать давление на «Газпром», чтобы он пошел на уступки Украине по заключению долгосрочного договора по транзиту газа — и подписал его не на короткий срок, а на 10 лет. Москва же не хочет заключать долгосрочный контракт. Россия намерена диверсифицировать поставки газа в Европу: часть газа поставлять через «Северный поток», часть (меньшую) через территорию Украины», — поясняет Артем Деев.

Жалоба на проект не станет аргументом, чтобы отменить решение DEA по выданному разрешению, подчеркивает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

Также непонятно, почему о ней стало известно только сейчас, отмечает он.

Поскольку возражения принимаются только до 27 ноября, значит, она была подана раньше, но о ней по какой-то причине молчали. При этом ссылки на возможные проблемы с экологией делают шансы на ее одобрение крайне низкими, добавляет он. Даже Дания не смогла в итоге задержать согласование заявки по этой причине.

«Оператор «Северного потока — 2» официально уже мог начать прокладывать трубы на участке в водах Дании, говорит Жарский.

Однако это не значит, что у «Северного потока --2» в дальнейшем не будет проблем, поясняют эксперты. Так, в последнее время даже официальные лица говорят о том, что газ по проекту пустят не в конце этого года, а в середине 2020-го.

На судьбу потока может еще повлиять газовая директива Европейского союза, принятая в мае.

Теперь на газопроводы третьих стран, которые проходят через территорию членов ЕС, распространяются те же правила, которые действуют для внутренних газопроводов.

Так, одна компания не может одновременно быть владельцем трубы и поставщиком газа. Кроме того, 50% мощностей газопровода должны быть отданы на прокачку газа независимому поставщику.

В этом месяце бундестаг принял законопроект, который позволяет «Северному потоку — 2» обойти ограничения ЕС. То есть для проекта директива не будет распространяться на отрезок в 12 морских миль в территориальных водах Германии.

Это позволит «Газпрому» действовать с сухопутной частью проекта, которая проходит по территории Германии, без каких-либо ограничений.

Но в Еврокомиссии решение бундестага еще могут обжаловать, говорил ранее в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

По его словам, для того, чтобы использовать трубу «Северного потока — 2» на полную мощность, по европейским правилам и нормам может потребоваться выделить немецкий участок под отдельную компанию.

Источник: Газета.Ru, 29.11.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики