Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый поворот: в Дании подали жалобу на «Северный поток – 2»

Новый поворот: в Дании подали жалобу на «Северный поток – 2»

Эксперты оценили жалобу в Дании на «Северный поток — 2»

Хотя разрешение Копенгагена на прокладку газопровода «Северный поток — 2» уже получено, в Дании подали жалобу на проект. Кто выступил с этой инициативой, и по каким основаниям, пока не сообщается. Приостановить строительство эта жалоба не поможет, но на пути второго «Потока» и так достаточно проблем, из-за которых сроки его запуска сдвигаются.

Апелляционный совет Дании по вопросам энергетики получил жалобу на решение Датского энергетического агентства (DEA), разрешившего строить газопровод «Северный поток — 2» в территориальных водах страны. Об этом сообщила РИА «Новости» пресс-секретарь совета Эллен Эвиг Юргенссен. 

По ее словам, жалоба поступила в установленные для апелляции сроки — до 27 ноября. Однако кто ее подал, она не уточнила.

Жалоба обычно не приостанавливает решение по делу, пояснила она. В среднем, по ее словам, совет принимает решение в течение 17 месяцев.

О намерении обжаловать разрешение на строительство «Северного потока — 2» заявлял ранее министр энергетики Украины Алексей Оржель.

Киев мог бы оспорить решение DEA с точки зрения экологии, утверждал он.

Однако компания Nord Stream 2 AG, оператор «Северного потока — 2» (100% дочка «Газпрома»), заявляла, что DEA основывалось на тщательной оценке воздействия проекта на окружающую среду.

Разрешение Копенгагена на прокладку газопровода «Северный поток — 2» вступило в силу 28 ноября. Так что в ближайшее время Россия может начать строительство участка в датских территориальных водах Балтийского моря. Мощность проекта оценивается в 55 млрд кубометров в год. Стоимость строительства составляет около €9,5 млрд. Сам газопровод построен уже на 87%. 

Проект затрагивает юрисдикции Германии, Финляндии, Швеции и Дании.

С разрешением на его прокладку затянула только Дания. Заявки на рассмотрение маршрута «Северного потока — 2» Копенгаген с завидной регулярностью получал с апреля 2017 года. Однако раз за разом он их отклонял.

В итоге решение о строительстве датского участка было принято совсем недавно, только в октябре 2019 года.

По словам Артема Деева, руководитель аналитического департамента AMarkets, в данным случае не важно, кто подал апелляцию. Это вполне мог быть и официальный Киев, учитывая, что запуск второго «Потока» снижает необходимость России в транзите через Украину.

«Цель этих апелляций – максимально задержать сроки строительства и оказать давление на «Газпром», чтобы он пошел на уступки Украине по заключению долгосрочного договора по транзиту газа — и подписал его не на короткий срок, а на 10 лет. Москва же не хочет заключать долгосрочный контракт. Россия намерена диверсифицировать поставки газа в Европу: часть газа поставлять через «Северный поток», часть (меньшую) через территорию Украины», — поясняет Артем Деев.

Жалоба на проект не станет аргументом, чтобы отменить решение DEA по выданному разрешению, подчеркивает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

Также непонятно, почему о ней стало известно только сейчас, отмечает он.

Поскольку возражения принимаются только до 27 ноября, значит, она была подана раньше, но о ней по какой-то причине молчали. При этом ссылки на возможные проблемы с экологией делают шансы на ее одобрение крайне низкими, добавляет он. Даже Дания не смогла в итоге задержать согласование заявки по этой причине.

«Оператор «Северного потока — 2» официально уже мог начать прокладывать трубы на участке в водах Дании, говорит Жарский.

Однако это не значит, что у «Северного потока --2» в дальнейшем не будет проблем, поясняют эксперты. Так, в последнее время даже официальные лица говорят о том, что газ по проекту пустят не в конце этого года, а в середине 2020-го.

На судьбу потока может еще повлиять газовая директива Европейского союза, принятая в мае.

Теперь на газопроводы третьих стран, которые проходят через территорию членов ЕС, распространяются те же правила, которые действуют для внутренних газопроводов.

Так, одна компания не может одновременно быть владельцем трубы и поставщиком газа. Кроме того, 50% мощностей газопровода должны быть отданы на прокачку газа независимому поставщику.

В этом месяце бундестаг принял законопроект, который позволяет «Северному потоку — 2» обойти ограничения ЕС. То есть для проекта директива не будет распространяться на отрезок в 12 морских миль в территориальных водах Германии.

Это позволит «Газпрому» действовать с сухопутной частью проекта, которая проходит по территории Германии, без каких-либо ограничений.

Но в Еврокомиссии решение бундестага еще могут обжаловать, говорил ранее в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

По его словам, для того, чтобы использовать трубу «Северного потока — 2» на полную мощность, по европейским правилам и нормам может потребоваться выделить немецкий участок под отдельную компанию.

Источник: Газета.Ru, 29.11.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики