Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ставка на черное: Россия и Украина продлили контракт на транзит нефти

Ставка на черное: Россия и Украина продлили контракт на транзит нефти

Впрочем, газовым договоренностям это вряд ли поможет

Продление контракта на транзит нефти через Украину вряд ли повлияет на ход переговоров Москвы и Киева по газу, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Во вторник компании «Транснефть» и «Укртранснафта» заключили 10-летнее соглашение на транспортировку сырья в Европу. При этом базовые принципы сотрудничества остались без изменений. Нефтяной транзит менее политизирован, чем газовый, отмечают аналитики, к тому же объемы прокачки через Украину не так велики и привлекают меньше внимания.

С нефтью проще

Россия и Украина продлили договор на транзит нефти на 10 лет — до 1 января 2030 года. Об этом объявила компания «Укртранснафта». В сообщении отмечается, что базовые принципы сотрудничества, в частности порядок оплаты услуг и взаимодействие технических служб, остаются без изменений. В компании подчеркнули, что заключение дополнительного соглашения о продлении контракта гарантирует устойчивую работу нефтетранспортной системы Украины и «создает основу для загрузки системы магистральных нефтепроводов объемами нефти в направлении стран Европы».

Через Украину проходит одна из веток нефтепровода «Дружба» в направлении Венгрии и Словакии. В 2018 году по этой магистрали было транспортировано 13,3 млн т нефти — на 4,3% меньше, чем годом ранее. При этом всего по «Дружбе» в Европу прокачивается около 60 млн т сырья.

Советник президента «Транснефти» Игорь Демин отказался комментировать «Известиям» новое соглашение.

Продление контракта произошло на фоне продолжающихся переговоров Москвы и Киева по новому договору на транзит газа через территорию Украины. Действующее соглашение заканчивается 31 декабря этого года. Было проведено несколько встреч в двустороннем и трехстороннем (с участием Евросоюза) формате, но компромисс пока не найден.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что договариваться с Киевом по транзиту нефти всегда было легче, чем по газу.

— Нефтяной вопрос у нас совершенно не политизирован в отличие от газового. Одна из причин — нет условия «бери или плати» при транспортировке нефти. 10-летний контракт не означает, что в нем есть жесткие объемы прокачки. Он позволяет качать через Украину, но не обязывает это делать, — пояснил «Известиям» Игорь Юшков.

Кроме того, по словам эксперта, зависимость двух стран от нефтяного транзита гораздо меньше, чем от газового. Если Украина откажется прокачивать сырье, Россия сможет доставить его другим путем в отличие от голубого топлива, где альтернативных маршрутов пока нет, подчеркнул Игорь Юшков.

При этом прекращение нефтяного транзита не так сильно ударит по самой Украине, как остановка газовой трубы. За транзит голубого топлива Киев получает около $3 млрд в год. Плата за прокачку нефти исчисляется не миллиардами, а десятками миллионов долларов, отметил эксперт.

Игорь Юшков считает, что показательным моментом для сотрудничества Москвы и Киева по нефти стала ситуация с загрязнением трубопровода «Дружба».

— С Украиной удалось договориться легче, чем с Польшей и даже Белоруссией. «Транснефть» заказала Украине откачку нефти в отдельные резервуары, и этот участок очистился быстрее остальных, а транзит в Европу продолжился, — отметил эксперт.

Белорусский концерн «Белнефтехим» 19 апреля этого года сообщил о резком ухудшении качества российской нефти Urals, поступающей по «Дружбе». Содержание хлорорганических соединений в сырье превышало предельные значения в десятки раз. 24 апреля белорусская сторона остановила транзит российской нефти в Европу. Прокачку нефти по «Дружбе» в полном объеме восстановили к июлю.

Газовый тупик

Продление договора по нефти никак не повлияет на газовые переговоры Москвы и Киева, считает Игорь Юшков, так как в них участвуют совершенно другие игроки. Велик риск того, что стороны не успеют договориться до истечения срока действующего контракта, шансы прийти к соглашению до Нового года — 40/60, полагает он.

По мнению эксперта-аналитика «Финама» Алексея Калачева, основная причина различий в переговорах по нефти и газу в том, что «Газпром» играет роль одновременно и добывающей, и транспортирующей компании.

— «Транснефть» представляет собой просто транспортирующую организацию. Это не ее сырье, она лишь предоставляет услуги по прокачке. Там всё работает по рыночному принципу. Действующий договор нормальный, пересматривать необходимости нет, поэтому его и продлили, — сказал «Известиям» Алексей Калачев.

Эксперт согласен, что подписанный нефтяной договор не ускорит ход переговоров по транзиту газа. Он не исключил вариант, при котором российская сторона может пойти на принцип и остановить транзит, как уже было в 2009 году. Однако в итоге договор всё равно будет подписан, если не в декабре, то, допустим, в марте, считает Алексей Калачев.

— Совсем остановить транзит через Украину нельзя, без него мы не сможем выполнить свои обязательства перед европейскими потребителями. В результате неизвестно, что будет дороже — заплатить Киеву штраф по решению Стокгольмского арбитража и продолжить транзит или не платить, но получить претензии в случае срыва поставок газа, — отметил эксперт.

Между тем старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов считает, что заключенное соглашение по транзиту нефти может оказать положительное влияние на газовые переговоры хотя бы с психологической точки зрения. Это показывает, что с Украиной можно договариваться, отмечает эксперт.

Автор: Михаил Калмацкий

Источник: Известия, 03.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики