Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Соглашение по нефти станет примером для газового компромисса России и Украины

Соглашение по нефти станет примером для газового компромисса России и Украины

Беспроблемность заключения десятилетнего соглашения между Россией и Украиной на транзит нефти демонстрирует, что параллельный газовый вопрос излишне политизирован – считает директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин.

Работать на нефтяном рынке проще, чем на газовом

Компании «Укртранснафта» и «Транснефть» подписали соглашение, по которому Украина будет в течение 10 лет предоставлять услуги по транзиту российской нефти европейским потребителям, причем серьезных проблем стороны не выявили.

В то же время, как мы знаем, в своем диалоге по газовому транзитному договору Москва и Киев не приблизились к заключению транзитного соглашения, несмотря на то, что в качестве посредника в этой дискуссии выступают представители Евросоюза.

Отсутствие проблем по нефтяному транзиту характерно не только для отношений России и Украины, но и России и Польши – польская сторона не высказала особых претензий после того, как Белоруссия раздула скандал с загрязнением нефтепровода «Дружба».

«Газовый вопрос гораздо более политизирован, ведь с точки зрения поставок нефти и даже нефтепродуктов в Европу мы занимаем сопоставимую долю с тем, что мы сегодня имеем с экспортом газа. Можно сказать, что нефтяная выручка у нас больше, чем газовая – по крайней мере, цифры здесь близкие и сопоставимые», - констатирует Пикин.

Как замечает эксперт, проблемой газового экспорта является его изначальная политизация – он уперся в газопроводы и другие вопросы, которые определяют облик энергетического рынка Европы, а нефть имеет более глобальный и устоявшийся статус.

Например, начало советского газового экспорта в Германию сразу привело к внешнеполитическим трениям между ФРГ и США, поскольку решение этого вопроса предполагало передачу технологий Москве. Американцы даже грозились ввести санкции против своего союзника в Европе, а сама их риторика была тождественна тому, что мы сегодня слышим из Вашингтона по «Северному потоку-2».

«Есть здесь и фактические различия – нефтяной рынок не так сильно связан с трубопроводами, как газовый. СПГ, по большому счету, как товар, появился не так давно, а нефть поставляется танкерами по всему миру на протяжении десятилетий», - заключает Пикин.

По нефти идет разговор о глобальном масштабе, а не только о части европейского рынка, как в случае с газом, поэтому здесь устоявшиеся цены и правила игры, которых по газовому вопросу не существует. Из-за этого ни Украина, ни Польша даже не пытаются спекулировать на цене на нефть, которая давно устанавливается благодаря котировкам мирового рынка и полностью привязана к ним.

«Нефть в силу того, что она имеет глобальный статус, а ее цена определяется котировками мирового рынка, является универсальным товаром. И здесь сложно кого-то уговаривать поставить нефть по такой-то скидке, как в случае газа», - резюмирует Пикин.

Такого порядка на газовом рынке нет, поэтому, по словам Сергея Сергеевича, все стороны транзитной цепи пытаются здесь спекулировать на том, что трубопроводный газ должен пойти из точки «А» в точку «Б», и никак иначе он доставлен быть не может.

«СПГ, как альтернативный вид товара, который решает проблемы трубопроводного газа, появился на рынке недавно. Он будет расти на глобальном рынке и приобретать статус, как у нефти, но это длительный процесс», - констатирует Пикин.

Россия и Украина сохраняют двустороннюю торговлю

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что по нефти России и Киеву договориться проще.

«У нас остается кооперация с Украиной по нефти, у нас идут поставки по нефтепроводу «Дружба», и когда был скандал с загрязнением хлороорганикой, данный вопрос с «Укртранснафтой» удалось быстро решить без политических конфликтов, как это сегодня часто происходит в рамках продолжающегося российско-украинского торгового обмена», - заключает Митрахович.

У нас сохраняется кооперация в машиностроении, пусть она серьезно сократилась по сравнению с 2014 годом, и металлургии – мы продолжаем закупать украинские колеса для железнодорожного транспорта и металлические прутки, на основе которых у нас идет строительство. И хорошим примером является российский угольный экспорт на Украину, который Киев даже не пытается политизировать.

«Киеву не мешает торговать с Москвой даже постоянное именование России «страной-агрессором», поэтому неудивительно, что наша страна остается главным торговым партнером Украины по данным за 2018 год», - резюмирует Митрахович.

Здесь абсурдность присутствует только с украинской стороны, поскольку Москва не называет Киев партнером, с которым нельзя вести дела. По этой причине, Россия продолжает быть заинтересованной в нормальных отношениях с Украиной.

«Что касается нефти, то она действительно менее политизированное топливо, чем газ, поскольку ее легче найти, транспортировать и продать покупателям, поскольку на нефтяном рынке гораздо больше игроков», - констатирует Митрахович.

Впрочем, не все здесь просто – усилиями господина Геруса, который возглавляет профильный комитет в Верховной Раде, Украина приостановила импорт российских нефтепродуктов, из-за чего они сегодня идут в цистернах через Белоруссию.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 03.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики