Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" переведет газовый транзит Украины в "резервы" для Европы

"Северный поток-2" переведет газовый транзит Украины в "резервы" для Европы

Заявления Путина об укреплении энергобезопасности ЕС и сохранении украинского транзита с запуском "Северного потока-2" отвечают запросам Германии. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

"Близки к завершению работы по прокладке газопровода "Северный поток-2", ввод в эксплуатацию которого позволит удвоить объёмы возможных поставок российского газа по балтийскому маршруту. Это станет дополнительным вкладом в удовлетворение спроса на энергоносители со всей Германии и ряда других стран. В целом будет способствовать укреплению энергетической безопасности европейского континента", - заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с немецкими деловыми кругами.

"Очевидно, что "Северный поток-2" станет новым маршрутом поставок газа в Европу, а политика Евросоюза построена на том, чтобы потоков энергоносителей в альянс было как можно больше, - отмечает специалист. – Новый маршрут, проложенный не через сопредельные страны, а напрямую, ценен вдвойне, так как позволяет избежать политических рисков и сэкономить. Именно об этом говорит Путин, подразумевая повышение энергобезопасности Европы. Ведь тот же украинский маршрут чреват рисками.

Киев уже дважды прерывал транзит газа в Европу– в 2006 и 2009 годах, и 1 января 2020-го эта ситуация может повторится. Именно поэтому ЕС стремится обзавестись новыми источниками поставок – при проблемах с одним из них объемы энергоносителя заместят другие. Кроме того, "Северный поток-2" – новый и современный трубопровод, тогда как украинская газотранспортная система строилась в 1970-х и куда менее надежна технически. А отсутствие стран-посредников означает, что за транзит не нужно платить".

Украинский транзит

Путин подчеркнул: Москва не собирается прекращать транзит газа через Украину. "Я так вижу, что с обеих сторон там звучат запросные позиции, прямо скажу, достаточно трудно реализуемые, но надеюсь, что участники переговоров, а это прежде всего хозяйствующие субъекты, найдут приемлемые для них решения. Еще раз хочу сказать, что это совсем не значит, что Россия намерена прекратить транзит через территорию Украины. Вопрос не в территории, а экономической целесообразности", - добавил президент.

Действующий контракт на транзит газа между Россией и Украиной истекает 31 декабря 2019 года, однако стороны ведут переговоры о продолжении транзита. В Киеве рассчитывают на долгосрочный контракт, а в Москве выступают за продление соглашения только на год. Изначально "Северный поток-2" планировали ввести в эксплуатацию к концу этого года, но из-за позиции Дании этот срок пришлось сдвинуть на весну 2020-го. Запуск "Турецкого потока" запланирован уже в этом месяце, что снизит поставки по Украине.

"Изначально сохранить украинский транзит при вводе в эксплуатацию "Северного потока-2" у России просила канцлер Германии Ангела Меркель, потому в выступлении перед немецким бизнесом российский президент повторил лишь давно озвученный тезис. Тем более, что отказываться от маршрута по Украине никто и не планирует – Европе важно иметь "про запас" все возможные маршруты. Другой вопрос, что договориться об условиях сейчас сложно – позиции Москвы и Киева кардинально разные.

Однако в интересах как РФ, так и Украины все же договориться. Не исключено, что в попытках давления друг на друга будет даже остановлен газовый транзит в Европу зимой этого года. Киев сейчас слова российского президента могут и озадачить - определенности в позицию Москвы по газовым по переговорам они не внесли.

Но в заявлении Путина все же звучала твердая убежденность, что в конечном итоге компромисс будет найден – это единственно верное и здравое решение в сложившейся ситуации. Остальное – вопрос только времени и переговоров", - подчеркивает эксперт.

Санкции США

По словам Путина, что сейчас Россия обеспечивает более трети потребности ФРГ в энергоносителях: по нефти - 33%, по природному газу - 35%. "Хочу подчеркнуть: это чисто коммерческий проект, правительство фактически не принимает в нём участие", - сказал российский лидер. С начала проектирования "Северный поток-2" столкнулся с мощным противодействием США, еврокомиссии, а потом и отдельных стран Евросоюза. Проект усиленно политизировали, пугая ЕС "газовой зависимостью" от Москвы.

В Брюсселе специально под него осложнили правила третьего энергопакета законов, а Дания пошла на беспрецедентное нарушение регламента ЕС, сорвав сроки согласования строительства. В США все чаще заявляют, что в том или ином виде новый российско-немецкий газопровод будет затронут новыми санкциями США. В частности, планируется запретить компаниям ЕС участие в строительстве магистрали. Президент Дональд Трамп на днях отметил: Штаты пока не приняли решения по поводу санкций в отношении проекта.

"США теоретически могут ввести санкции и как-то повлиять на проект "Северный поток-2" в зависимости от того, какой характер будут носить ограничения. Но на практике ситуация куда сложнее. В США перед принятием значимого закона заинтересованные стороны разворачивают целую войну лобби и противодействия друг другу. Широко известен случай, когда очередной проект жестких антироссийских санкций из-за "дела Скрипалей" десять раз вносили в Конгресс, и столько же раз он был отклонен.

Европейские компании в американском парламенте традиционно имеют мощное лобби, а недовольство санкциями Вашингтона к "Северному потоку-2" высказывали крупные игроки, такие как SHELL. Даже если какие-то политические группы инициируют введение ограничений против газопровода, то натолкнутся на мощное противодействие. Реалии таковы, что США придется смириться с тем, что новый трубопровод из России в Германию будет достроен и начнет работать", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 06.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики