Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" переведет газовый транзит Украины в "резервы" для Европы

"Северный поток-2" переведет газовый транзит Украины в "резервы" для Европы

Заявления Путина об укреплении энергобезопасности ЕС и сохранении украинского транзита с запуском "Северного потока-2" отвечают запросам Германии. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

"Близки к завершению работы по прокладке газопровода "Северный поток-2", ввод в эксплуатацию которого позволит удвоить объёмы возможных поставок российского газа по балтийскому маршруту. Это станет дополнительным вкладом в удовлетворение спроса на энергоносители со всей Германии и ряда других стран. В целом будет способствовать укреплению энергетической безопасности европейского континента", - заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с немецкими деловыми кругами.

"Очевидно, что "Северный поток-2" станет новым маршрутом поставок газа в Европу, а политика Евросоюза построена на том, чтобы потоков энергоносителей в альянс было как можно больше, - отмечает специалист. – Новый маршрут, проложенный не через сопредельные страны, а напрямую, ценен вдвойне, так как позволяет избежать политических рисков и сэкономить. Именно об этом говорит Путин, подразумевая повышение энергобезопасности Европы. Ведь тот же украинский маршрут чреват рисками.

Киев уже дважды прерывал транзит газа в Европу– в 2006 и 2009 годах, и 1 января 2020-го эта ситуация может повторится. Именно поэтому ЕС стремится обзавестись новыми источниками поставок – при проблемах с одним из них объемы энергоносителя заместят другие. Кроме того, "Северный поток-2" – новый и современный трубопровод, тогда как украинская газотранспортная система строилась в 1970-х и куда менее надежна технически. А отсутствие стран-посредников означает, что за транзит не нужно платить".

Украинский транзит

Путин подчеркнул: Москва не собирается прекращать транзит газа через Украину. "Я так вижу, что с обеих сторон там звучат запросные позиции, прямо скажу, достаточно трудно реализуемые, но надеюсь, что участники переговоров, а это прежде всего хозяйствующие субъекты, найдут приемлемые для них решения. Еще раз хочу сказать, что это совсем не значит, что Россия намерена прекратить транзит через территорию Украины. Вопрос не в территории, а экономической целесообразности", - добавил президент.

Действующий контракт на транзит газа между Россией и Украиной истекает 31 декабря 2019 года, однако стороны ведут переговоры о продолжении транзита. В Киеве рассчитывают на долгосрочный контракт, а в Москве выступают за продление соглашения только на год. Изначально "Северный поток-2" планировали ввести в эксплуатацию к концу этого года, но из-за позиции Дании этот срок пришлось сдвинуть на весну 2020-го. Запуск "Турецкого потока" запланирован уже в этом месяце, что снизит поставки по Украине.

"Изначально сохранить украинский транзит при вводе в эксплуатацию "Северного потока-2" у России просила канцлер Германии Ангела Меркель, потому в выступлении перед немецким бизнесом российский президент повторил лишь давно озвученный тезис. Тем более, что отказываться от маршрута по Украине никто и не планирует – Европе важно иметь "про запас" все возможные маршруты. Другой вопрос, что договориться об условиях сейчас сложно – позиции Москвы и Киева кардинально разные.

Однако в интересах как РФ, так и Украины все же договориться. Не исключено, что в попытках давления друг на друга будет даже остановлен газовый транзит в Европу зимой этого года. Киев сейчас слова российского президента могут и озадачить - определенности в позицию Москвы по газовым по переговорам они не внесли.

Но в заявлении Путина все же звучала твердая убежденность, что в конечном итоге компромисс будет найден – это единственно верное и здравое решение в сложившейся ситуации. Остальное – вопрос только времени и переговоров", - подчеркивает эксперт.

Санкции США

По словам Путина, что сейчас Россия обеспечивает более трети потребности ФРГ в энергоносителях: по нефти - 33%, по природному газу - 35%. "Хочу подчеркнуть: это чисто коммерческий проект, правительство фактически не принимает в нём участие", - сказал российский лидер. С начала проектирования "Северный поток-2" столкнулся с мощным противодействием США, еврокомиссии, а потом и отдельных стран Евросоюза. Проект усиленно политизировали, пугая ЕС "газовой зависимостью" от Москвы.

В Брюсселе специально под него осложнили правила третьего энергопакета законов, а Дания пошла на беспрецедентное нарушение регламента ЕС, сорвав сроки согласования строительства. В США все чаще заявляют, что в том или ином виде новый российско-немецкий газопровод будет затронут новыми санкциями США. В частности, планируется запретить компаниям ЕС участие в строительстве магистрали. Президент Дональд Трамп на днях отметил: Штаты пока не приняли решения по поводу санкций в отношении проекта.

"США теоретически могут ввести санкции и как-то повлиять на проект "Северный поток-2" в зависимости от того, какой характер будут носить ограничения. Но на практике ситуация куда сложнее. В США перед принятием значимого закона заинтересованные стороны разворачивают целую войну лобби и противодействия друг другу. Широко известен случай, когда очередной проект жестких антироссийских санкций из-за "дела Скрипалей" десять раз вносили в Конгресс, и столько же раз он был отклонен.

Европейские компании в американском парламенте традиционно имеют мощное лобби, а недовольство санкциями Вашингтона к "Северному потоку-2" высказывали крупные игроки, такие как SHELL. Даже если какие-то политические группы инициируют введение ограничений против газопровода, то натолкнутся на мощное противодействие. Реалии таковы, что США придется смириться с тем, что новый трубопровод из России в Германию будет достроен и начнет работать", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 06.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики