Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Путин и Зеленский попытаются сдвинуть газовый спор с мертвой точки

Путин и Зеленский попытаются сдвинуть газовый спор с мертвой точки

Встреча президентов России и Украины не принесет прорыва в переговорах вокруг газового транзита, однако возможны некоторые шаги навстречу друг другу, что крайне важно с точки зрения поиска компромисса по этому вопросу, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты. Поскольку альтернативы украинской трубе пока нет, велика вероятность, что стороны все-таки сделают определенные шаги навстречу друг другу, чтобы, как минимум, без проблем пройти зимний период, считают аналитики.

О встрече президента Владимира Путина с украинским коллегой Владимиром Зеленским стало известно только в день проведения. Утром в понедельник помощник президента РФ Юрий Ушаков сообщил, что главы государств встретятся вечером в Париже после саммита "нормандской четвёрки" (РФ, Украина, Франция, ФРГ), и ограничений по времени не будет.

Само по себе мероприятие примечательно сразу с нескольких точек зрения. Во-первых, это первая личная встреча Путина и Зеленского, во-вторых, первая встреча лидеров России и Украины с августа 2014 года, когда российский президент разговаривал с Петром Порошенко. Круг тем, который предполагается к обсуждению, весьма широк, но одним из наиболее важных вопросов остается обеспечение газового транзита через Украину после 31 декабря 2019 года. К этому моменту истечет срок прежнего контракта, а обсуждение нового, похоже, зашло в тупик из-за принципиально разных позиций сторон.

Официально диалог по газу пока не подтвержден, но состав делегаций обеих сторон прямо указывает на то, что он все же состоится. С Зеленским в Париж поехали министр энергетики Алексей Оржель и исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко. С российской стороны во встрече примут участие глава "Газпрома" Алексей Миллер и министр энергетики Александр Новак.

Результаты общения на высшем уровне станут известны лишь поздно вечером в понедельник, однако эксперты высказали предположение, что никакого прорыва ждать не следует.

"Возможны подвижки, но шансов на полное урегулирование вопроса о транзите не так уж и много. Хорошо, если удастся сойти с мертвой точки, но, скорее всего, по большому счету мы увидим лишь сверку часов", — рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

По его мнению, диалог между Путиным и Зеленским может быть весьма продуктивный и стороны смогут договориться, в том числе, по газу. "Однако главная проблема в том, что Зеленский не обладает всей полнотой власти и не может, к примеру, поменять менеджмент "Нафтогаза" либо изменить позицию относительно сроков контракта или взаимного списания долгов. Согласиться на условия России — значит попасть под жесткую критику со стороны оппозиции и повысить риски нового Майдана, а этого все боятся", — говорит эксперт.

Получается, задачи у Зеленского и его правительства диаметрально противоположные. Если кабмин стремится без потерь пройти отопительный сезон, то в интересах "Нафтогаза" — вовсе не соглашаться на транзит на невыгодных для себя условиях. Тогда не будет и реверса, что вынудит украинские власти закупать газ за рубежом по высоким ценам. По таким же ценам "Нафтогаз" будет продавать потребителям свой газ, добытый в стране, и сможет заработать больше.

КЛУБОК ПРОТИВОРЕЧИЙ

Ситуацию осложняет то, что газовый транзит связан с целым "клубком" нерешенных вопросов в отношениях как между "Нафтогазом" и "Газпромом", так и между Россией и Украиной в целом. Прежде всего, тема, которую будет обсуждать "нормандская четверка" – урегулирование конфликта в Донбассе. Стороны обсудят как политические, так и экономические аспекты, в том числе, продолжение дальнейшего разведения сил и снятие блокады с региона.

То же касается газовых споров – украинская сторона в лице "Нафтогаза" недовольна условиями истекающего контракта на транзит, отказывается от покупки российского газа напрямую и бомбардирует международные суды многочисленными исками против "Газпрома". По мнению ведущего аналитика "Открытие Брокер" Андрея Кочеткова, именно эти иски по весьма сомнительным основаниям являются главным препятствием на пути заключения газового соглашения.

"Наибольшее раздражение вызывает одна из формулировок Стокгольмского арбитража, который принял положительное решение по одному из исков, учитывая тяжёлое экономическое положение Украины. "Газпром" категорически против подобного подхода к ведению дел, поскольку не собирается оплачивать весь украинский бюджет", — указал он.

АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ

Однако на ближайшую перспективу альтернатив украинскому маршруту в Восточную Европу пока нет, так как проект "Южный поток" был похоронен европейскими властями, а ответвления от "Турецкого потока" в Европу пока не выстроены. Соответственно, на определенном этапе Евросоюз может оказать давление на Киев, чтобы не оставить без газа значительные территории.

"Соответственно, чем ближе будет срок истечения прежнего контракта, тем выше вероятность временного или более рационального соглашения. После достройки всей инфраструктуры "Турецкого потока" появится возможность прокачивать некоторые объемы в обход Украины, но пока европейцы должны сами для себя решить вопрос необоснованного стяжательства "Нафтогаза", — говорит Кочетков.

Юшков видит возможность достижения некого компромисса относительно прохождения зимнего сезона. Даже если контракта не будет, стороны могут договориться до конца декабря выделить отдельного оператора, с которым "Газпром" подпишет соглашение. Будет проведена некая видимость аукциона на занятие транзитных мощностей, на основании чего заключат некий "зимний пакет". Это будет выгодно и "Газпрому", который заинтересован пройти зиму без накладок и выполнить условия контракта.

В целом позиции "Газпрома" и "Нафтогаза" в этом споре разные, поэтому сравнивать их некорректно. Стратегически сильнее "Газпром", обладающий газом и поддержкой клиентов в Европе. Тактически же у "Нафтогаза" больше шансов сорвать переговоры невыполнимыми условиями. Украинские власти понимают, что в долгосрочной перспективе большого транзита больше не будет, и нужно выбирать меньшее из зол, сохранив хотя бы 15-20 млрд кубов и обеспечив возможность пройти 2020 год без проблем.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 09.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики