Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФНЭБ оценил «Силу Сибири»

ФНЭБ оценил «Силу Сибири»

Глава Фонда рассказал «Нефтегазовой вертикали» о перспективах проекта

«Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с главой Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым о недавно запущенном газопроводе «Сила Сибири».

«Впервые Россия начинает поставки сетевого газа в Китай, рынок крайне перспективный, КНР развивается быстрыми темпами, и газ ей очень нужен. Китайский рынок сейчас – основной драйвер роста спроса на газ в мире, и, конечно, необходимо по возможности на этом рынке присутствовать», – говорит Симонов.

Оценок по росту китайского газового рынка много, вопрос в том, насколько они точны. «Кто-то оценивает рост даже в 30-40 млрд кубометров в год, но даже если эти оценки завышены, то и рост в 15-20 млрд кубометров – это фантастические цифры, а, по нашим оценкам, это еще не самый радикальный прогноз», – отмечает Симонов.

При этом, по словам главы ФНЭБ, для России поставки в Китай – это первая реальная диверсификация поставок. У РФ есть сжиженный природный газ, но его объемы не столь велики по сравнению с трубопроводными поставками.

«Ранее Европа угрожала России диверсификацией предложения (то есть возможностью закупать газ у альтернативных поставщиков, – НГВ), теперь Россия отвечает диверсификацией поставок. Впрочем, очень важный момент заключается в том, что эта диверсификация не приведет к снижению поставок в Европу, так как для ЕС и КНР используется разная ресурсная база», – поясняет Симонов.

Европейские поставки запитаны на Ямальский полуостров, на Бованенковское месторождение, Харасавэйское месторождение. А для Китая запускается новая ресурсная база в Восточной Сибири – Чаяндинское месторождение, а в перспективе – Ковыктинское. Монетизируются совершенно новые запасы.

Также Симонов отмечает, что магистральная труба – это всегда приход «большого газа», что означает газификацию населенных пунктов Якутии и не только ее. «Если уровень газификации европейской части России достаточно высок, то Восточная Сибирь газифицирована очень плохо — и это проблема», – указывает глава ФНЭБ.

Плюсы для Китая, по словам Симонова, также очевидны: газ приходит в район Пекина, где фактически нет другого газа. Там нет СПГ, так как район удален от побережья и тянуть туда трубу экономически нецелесообразно. Там нет газа из Центральной Азии, альтернатив российскому газу фактически нет, а газ там очень нужен, так как использование угля в энергетике создает серьезные проблемы в пекинской агломерации, и газифицировать эту территорию Китаю необходимо.

Российский газ для Китая – прямые поставки, без участия транзитных стран и без политических рисков, связанных с поставками сжиженного газа по морю, которые могут проявиться в случае обострения отношений с Соединенными Штатами.

Что касается возможного расширения поставок российского газа в Китай, здесь, по словам Симонова, борются две концепции: расширение поставок сетевого газа в КНР вообще и расширение поставок по собственно «Силе Сибири».

«Ресурсная база самого «Газпрома» в регионе не позволит существенно расширить мощности СС. Однако в Восточной Сибири есть проекты «Роснефти», которая ранее предлагала предоставить ей доступ к российско-китайскому газопроводу. Но здесь уже вопрос в отношениях двух компаний. «Газпром» не хотел бы пускать «Роснефть» в проект, который самостоятельно финансировал», – рассказывает Симонов.

Поэтому «Газпром» предлагает не привязываться именно к «Силе Сибири», а говорит о расширении поставок сетевого газа в целом. Речь идет о газопроводе «Сила Сибири-2» (ранее – газопровод «Алтай»).

Источник: Нефтегазовая вертикаль, 17.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики