Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФНЭБ оценил «Силу Сибири»

ФНЭБ оценил «Силу Сибири»

Глава Фонда рассказал «Нефтегазовой вертикали» о перспективах проекта

«Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с главой Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым о недавно запущенном газопроводе «Сила Сибири».

«Впервые Россия начинает поставки сетевого газа в Китай, рынок крайне перспективный, КНР развивается быстрыми темпами, и газ ей очень нужен. Китайский рынок сейчас – основной драйвер роста спроса на газ в мире, и, конечно, необходимо по возможности на этом рынке присутствовать», – говорит Симонов.

Оценок по росту китайского газового рынка много, вопрос в том, насколько они точны. «Кто-то оценивает рост даже в 30-40 млрд кубометров в год, но даже если эти оценки завышены, то и рост в 15-20 млрд кубометров – это фантастические цифры, а, по нашим оценкам, это еще не самый радикальный прогноз», – отмечает Симонов.

При этом, по словам главы ФНЭБ, для России поставки в Китай – это первая реальная диверсификация поставок. У РФ есть сжиженный природный газ, но его объемы не столь велики по сравнению с трубопроводными поставками.

«Ранее Европа угрожала России диверсификацией предложения (то есть возможностью закупать газ у альтернативных поставщиков, – НГВ), теперь Россия отвечает диверсификацией поставок. Впрочем, очень важный момент заключается в том, что эта диверсификация не приведет к снижению поставок в Европу, так как для ЕС и КНР используется разная ресурсная база», – поясняет Симонов.

Европейские поставки запитаны на Ямальский полуостров, на Бованенковское месторождение, Харасавэйское месторождение. А для Китая запускается новая ресурсная база в Восточной Сибири – Чаяндинское месторождение, а в перспективе – Ковыктинское. Монетизируются совершенно новые запасы.

Также Симонов отмечает, что магистральная труба – это всегда приход «большого газа», что означает газификацию населенных пунктов Якутии и не только ее. «Если уровень газификации европейской части России достаточно высок, то Восточная Сибирь газифицирована очень плохо — и это проблема», – указывает глава ФНЭБ.

Плюсы для Китая, по словам Симонова, также очевидны: газ приходит в район Пекина, где фактически нет другого газа. Там нет СПГ, так как район удален от побережья и тянуть туда трубу экономически нецелесообразно. Там нет газа из Центральной Азии, альтернатив российскому газу фактически нет, а газ там очень нужен, так как использование угля в энергетике создает серьезные проблемы в пекинской агломерации, и газифицировать эту территорию Китаю необходимо.

Российский газ для Китая – прямые поставки, без участия транзитных стран и без политических рисков, связанных с поставками сжиженного газа по морю, которые могут проявиться в случае обострения отношений с Соединенными Штатами.

Что касается возможного расширения поставок российского газа в Китай, здесь, по словам Симонова, борются две концепции: расширение поставок сетевого газа в КНР вообще и расширение поставок по собственно «Силе Сибири».

«Ресурсная база самого «Газпрома» в регионе не позволит существенно расширить мощности СС. Однако в Восточной Сибири есть проекты «Роснефти», которая ранее предлагала предоставить ей доступ к российско-китайскому газопроводу. Но здесь уже вопрос в отношениях двух компаний. «Газпром» не хотел бы пускать «Роснефть» в проект, который самостоятельно финансировал», – рассказывает Симонов.

Поэтому «Газпром» предлагает не привязываться именно к «Силе Сибири», а говорит о расширении поставок сетевого газа в целом. Речь идет о газопроводе «Сила Сибири-2» (ранее – газопровод «Алтай»).

Источник: Нефтегазовая вертикаль, 17.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики