Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Баланс интересов: Миллер раскрыл детали соглашения с Украиной по транзиту газа

Баланс интересов: Миллер раскрыл детали соглашения с Украиной по транзиту газа

Глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил подробности соглашения с Украиной по транзиту газа. Объём транзита составит 65 млрд кубометров в 2020 году, а в 2021—2024 годах — по 40 млрд. Также стороны подпишут соглашение об урегулировании взаимных претензий, отзовут иски. При этом «Газпром» выплатит около $2,9 млрд по решениям Стокгольмского арбитражного суда до конца текущего года. В свою очередь, украинская сторона снимет претензию Антимонопольного комитета на сумму примерно $7,4 млрд. 

Глава «Газпрома» Алексей Миллер раскрыл детали соглашения с Украиной по транзиту газа. По его словам, объём транзита через Украину в следующем году составит 65 млрд кубометров, а в 2021—2024 годах — по 40 млрд.

«Газпром» подпишет с «Оператором ГТС Украины» межоператорское соглашение, а с НАК «Нафтогаз Украины» — транспортное соглашение на бронирование мощностей ГТС Украины. «Нафтогаз» выступит компанией — организатором транзита, тем самым принимая на себя риски переходного периода», — заявил Миллер.

По его словам, стороны могут также рассмотреть возможность поставок газа с ценообразованием на базе немецкого хаба NCG.

Глава «Газпрома» добавил, что ЕК гарантирует соответствие транзита нормам ЕС, а Киев — независимость регулятора, защиту интересов заказчика транзита и экономическую обоснованность тарифообразования.

Также Миллер подчеркнул, что стороны подпишут соглашение об урегулировании взаимных претензий по действующим контрактам.

 

«Таким образом будет восстановлен баланс интересов сторон», — отметил он.

 

Миллер добавил, что «Газпром» и украинское правительство подпишут мировое соглашение о снятии претензии Антимонопольного комитета Украины на сумму 171,9 млрд гривен.

«Претензии АМКУ составляют 171,9 млрд гривен, включая штраф и пени. По сегодняшнему курсу это около $7,4 млрд», — подчеркнул он.

По словам главы «Газпрома», стороны также отказываются от новых претензий и отзывают иски. Кроме того, российская компания выплатит около $2,9 млрд по решениям Стокгольмского арбитражного суда до конца года, заявил Миллер.

Вице-премьер России Дмитрий Козак заявил, что теперь все риски по тарифам и работе ГТС Украины будет нести «Нафтогаз», что позволит «Газпрому» избежать судебных исков в будущем. Он добавил, что Москва и Киев новым соглашением открыли «форточку возможностей» и смогут в 2024 году вернуться к вопросу о продлении договора о транзите на десять лет. По его словам, такой сценарий станет возможен, если сотрудничество будет работать и не возникнет новых претензий и скандалов.

В свою очередь, министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель заявил, что договорённости не включают пункт о прямых поставках газа Киеву, хотя в протоколе указана возможность достижения соглашения по этому вопросу. Он также добавил, что тариф на транзит газа вырастет в связи со снижением объёмов прокачки, с чем согласны обе стороны. Тариф в настоящее время ещё не установлен, его определит независимый регулятор.

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко в беседе с RT заявил, что сам факт предложения России провести переговоры себя оправдал. По мнению эксперта, переговоры были трудными, но обе стороны стремились к компромиссу.

«До этого мы наблюдали противостояние украинских и российских властей, которые отвечают за газовые поставки. То, что сейчас объявлено, — компромисс, который позволяет и поставлять российский газ через Украину, и Украине пользоваться преимуществами от транзита российского газа», — заявил он.

Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил, что Москва и Киев должны оформить все достигнутые договорённости до 29 декабря, чтобы можно было начать транзит уже с 1 января. По его словам, участникам удалось прийти к новым соглашениям, в подготовке которых задействованы международные юристы с обеих сторон, на основании европейских принципов.

Он добавил, что в протоколе указаны только гарантированные объёмы на долгосрочный период, но при этом все участники рынка смогут бронировать дополнительные мощности, которые будут предлагаться, в частности, через систему аукционов.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович в разговоре с RT выразил мнение, что стоит ждать продолжения переговоров, так как компромисс был найден лишь на ближайшее время. В то же время он положительно оценил договорённость о снятии претензии Антимонопольного комитета.

«Это абсолютно неадекватная претензия, она заключалась в том, что «Газпром» якобы злоупотреблял своим монопольным положением на Украине. Услуги по транспортировке газа через Украину оказывает не «Газпром», а сама Украина... То, что они сняты, это логично и правильно», — подчеркнул Митрахович

Ранее России и Украине удалось согласовать детальный протокол по транзиту. В переговорах участвовали представители Германии и Еврокомиссии.

Напомним, 1 января 2020 года закончится действовавшее десять лет соглашение о транзите между «Нафтогазом» и «Газпромом». Переговоры велись длительное время, но достичь компромисса не удавалось.

Россия в качестве обязательного условия требовала урегулирования судебных споров и отказа от взаимных претензий, а также отмены решения Антимонопольного комитета Украины оштрафовать «Газпром». Украина на данные пункты не соглашалась.

В свою очередь, Украина требовала от Москвы около $3 млрд, присуждённых украинской стороне Стокгольмским арбитражем. «Газпром» оспаривал решение в судебных инстанциях.

Авторы: Наталия Сергиевская, Кирилл Горшенин, Анастасия Румянцева

Источник: RT, 21.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики