Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Импорт российского газа стал темой масштабной внутриполитической борьбы на Украине

Импорт российского газа стал темой масштабной внутриполитической борьбы на Украине

Украинское законодательство допускает заключение контракта на поставку газа с разными компаниями – отмечает заместитель руководителя по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

С точки зрения законодательства Украины такое возможно

Появилась информация, что сразу пять украинских компаний подписали контракты с «Газпромом» на поставку газа на Украину с 1 января 2020 года, но это пока официально не подтверждено, как и не известны сроки и условия данных соглашений.

«Довольно сложно комментировать эту информацию из непроверенных источников. Это может быть, как вбросом, так и правдой. Так что, для того, чтобы сделать конкретный вывод, необходимо дождаться официальных заявлений», - заключает Гривач.

Как замечает эксперт, согласно газовому протоколу, подписанному Россией и Украиной, должны быть проведены переговоры между компаниями «Газпром» и «Нафтогаз», но с другой стороны украинское энергетическое законодательство, которое было сформировано на базе европейских требований, предполагает наличие возможности закупки российского газа разными хозяйственными структурами.

«Этот вопрос обсуждался и можно вспомнить визит Медведчука и Бойко в Москву, когда они активно обговаривали эту тему и рассуждали о том, что на Украине установлены очень высокие цены на газ, что снижает конкурентоспособность продукции украинских предприятий. Именно поэтому и появилась идея о прямых закупках российского газа, а не через структуру «Нафтогаза», - констатирует Гривач.

Алексей Игоревич отмечает, что пока дальше разговоров дело не пошло, но почему бы и нет. Энергетический сектор на Украине будет и дальше реформироваться, поэтому возможно открытие украинского газового рынка и заключение подобных контрактов.

На Украине продолжается внутриполитическая борьба с «Нафтогазом»

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что такое решение может быть связано с теми трудностями, которые существуют сегодня в украинской политике.

«Во-первых, газовый вопрос между Россией и Украиной до сих пор полностью не закрыт, поскольку это случится только после того, как стороны подпишут новые контракты на транзит и поставку газа. Во-вторых, в каком виде будут заключены эти контракты, не столь важно – главное, что мы имеем сегодня некий промежуточный результат в затянувшемся споре с Украиной», - резюмирует Фролов.

Пока контрактов нет, поэтому ничего не закончено, тем более, определенные украинские представители продолжают говорить вещи, которые противоречат тезису, что Россия и Украина пришли к полному согласию по условиям выхода из газового кризиса.

«Кроме того, компания «Нафтогаз», как таковая, раздражает украинское руководство, поскольку является полунезависимой структурой – по крайней мере, по отношению к команде президента Владимира Зеленского», - заключает Фролов.

Фролов отмечает, что фактически «Нафтогаз» подчинятся людям, сидящим в Лондоне, которые находятся в его наблюдательном совете. Именно он является высшим регуляторным органом компании, а не правительство Украины, поэтому здесь заложены большие противоречия.

«Украинское правительство выступает в этом вопросе в качестве акционера «Нафтогаза» и не воспринимается его руководством. «Это какие-то непонятные люди», мнение которых не столь важно. В то же время, положение «Нафтагаза» на украинском рынке является настолько мощным и настолько незыблемым, из-за чего такие решения влияют на всю ситуацию в этой стране», - констатирует Фролов.

Это происходит через продавливание определенной тарифной политики и через лоббирование специфических экономических решений, которые образуют традиционные тарифы. Обычно такая практика называется «страховочной ценой на газ».

«Перед нами далеко не весь список претензий, которые есть к «Нафтогазу», поэтому здесь украинские власти пытаются противостоять этой компании, как монопольному трейдеру на украинском газовом рынке. По этой причине, так называемый рынок газа работать в принципе не может, поскольку там действует только один поставщик, который не подчиняется государству», - резюмирует Фролов.

По словам Александра Сергеевича, Украина получила с «Нафтогазом» систему, в рамках которой руководство данной страны не может влиять на тарифную и ценовую политику даже при наличии такого желания. Здесь Киев борется именно с этим.

«Что касается «Газпрома», то он на этом фоне может предложить гораздо более конкурентные цены и сотрудничать не только с «Нафтогазом», но и с другими компаниями, и это в состоянии улучшить экономическую ситуацию на Украине», - заключает Фролов.

На основании такого сотрудничества на украинском рынке могут появиться гораздо более конкурентные цены, чем те, которые есть там сейчас. На сегодня внутренние цены на газ на Украине примерно в 10 раз выше, чем до государственного переворота 2014 года.

«Если все это правда, то это хорошо, причем в первую очередь для самой Украины, поскольку «Газпрому» все равно. Ведь те объемы, которые идут сегодня из Евросоюза на Украину, являются частью российских поставок», - констатирует Фролов.

Соответственно, это решение принято в интересах определенных игроков на Украине, которые недовольны «Нафтогазом».

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 22.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики