Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Импорт российского газа стал темой масштабной внутриполитической борьбы на Украине

Импорт российского газа стал темой масштабной внутриполитической борьбы на Украине

Украинское законодательство допускает заключение контракта на поставку газа с разными компаниями – отмечает заместитель руководителя по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

С точки зрения законодательства Украины такое возможно

Появилась информация, что сразу пять украинских компаний подписали контракты с «Газпромом» на поставку газа на Украину с 1 января 2020 года, но это пока официально не подтверждено, как и не известны сроки и условия данных соглашений.

«Довольно сложно комментировать эту информацию из непроверенных источников. Это может быть, как вбросом, так и правдой. Так что, для того, чтобы сделать конкретный вывод, необходимо дождаться официальных заявлений», - заключает Гривач.

Как замечает эксперт, согласно газовому протоколу, подписанному Россией и Украиной, должны быть проведены переговоры между компаниями «Газпром» и «Нафтогаз», но с другой стороны украинское энергетическое законодательство, которое было сформировано на базе европейских требований, предполагает наличие возможности закупки российского газа разными хозяйственными структурами.

«Этот вопрос обсуждался и можно вспомнить визит Медведчука и Бойко в Москву, когда они активно обговаривали эту тему и рассуждали о том, что на Украине установлены очень высокие цены на газ, что снижает конкурентоспособность продукции украинских предприятий. Именно поэтому и появилась идея о прямых закупках российского газа, а не через структуру «Нафтогаза», - констатирует Гривач.

Алексей Игоревич отмечает, что пока дальше разговоров дело не пошло, но почему бы и нет. Энергетический сектор на Украине будет и дальше реформироваться, поэтому возможно открытие украинского газового рынка и заключение подобных контрактов.

На Украине продолжается внутриполитическая борьба с «Нафтогазом»

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что такое решение может быть связано с теми трудностями, которые существуют сегодня в украинской политике.

«Во-первых, газовый вопрос между Россией и Украиной до сих пор полностью не закрыт, поскольку это случится только после того, как стороны подпишут новые контракты на транзит и поставку газа. Во-вторых, в каком виде будут заключены эти контракты, не столь важно – главное, что мы имеем сегодня некий промежуточный результат в затянувшемся споре с Украиной», - резюмирует Фролов.

Пока контрактов нет, поэтому ничего не закончено, тем более, определенные украинские представители продолжают говорить вещи, которые противоречат тезису, что Россия и Украина пришли к полному согласию по условиям выхода из газового кризиса.

«Кроме того, компания «Нафтогаз», как таковая, раздражает украинское руководство, поскольку является полунезависимой структурой – по крайней мере, по отношению к команде президента Владимира Зеленского», - заключает Фролов.

Фролов отмечает, что фактически «Нафтогаз» подчинятся людям, сидящим в Лондоне, которые находятся в его наблюдательном совете. Именно он является высшим регуляторным органом компании, а не правительство Украины, поэтому здесь заложены большие противоречия.

«Украинское правительство выступает в этом вопросе в качестве акционера «Нафтогаза» и не воспринимается его руководством. «Это какие-то непонятные люди», мнение которых не столь важно. В то же время, положение «Нафтагаза» на украинском рынке является настолько мощным и настолько незыблемым, из-за чего такие решения влияют на всю ситуацию в этой стране», - констатирует Фролов.

Это происходит через продавливание определенной тарифной политики и через лоббирование специфических экономических решений, которые образуют традиционные тарифы. Обычно такая практика называется «страховочной ценой на газ».

«Перед нами далеко не весь список претензий, которые есть к «Нафтогазу», поэтому здесь украинские власти пытаются противостоять этой компании, как монопольному трейдеру на украинском газовом рынке. По этой причине, так называемый рынок газа работать в принципе не может, поскольку там действует только один поставщик, который не подчиняется государству», - резюмирует Фролов.

По словам Александра Сергеевича, Украина получила с «Нафтогазом» систему, в рамках которой руководство данной страны не может влиять на тарифную и ценовую политику даже при наличии такого желания. Здесь Киев борется именно с этим.

«Что касается «Газпрома», то он на этом фоне может предложить гораздо более конкурентные цены и сотрудничать не только с «Нафтогазом», но и с другими компаниями, и это в состоянии улучшить экономическую ситуацию на Украине», - заключает Фролов.

На основании такого сотрудничества на украинском рынке могут появиться гораздо более конкурентные цены, чем те, которые есть там сейчас. На сегодня внутренние цены на газ на Украине примерно в 10 раз выше, чем до государственного переворота 2014 года.

«Если все это правда, то это хорошо, причем в первую очередь для самой Украины, поскольку «Газпрому» все равно. Ведь те объемы, которые идут сегодня из Евросоюза на Украину, являются частью российских поставок», - констатирует Фролов.

Соответственно, это решение принято в интересах определенных игроков на Украине, которые недовольны «Нафтогазом».

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 22.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики