Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Импорт российского газа стал темой масштабной внутриполитической борьбы на Украине

Импорт российского газа стал темой масштабной внутриполитической борьбы на Украине

Украинское законодательство допускает заключение контракта на поставку газа с разными компаниями – отмечает заместитель руководителя по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

С точки зрения законодательства Украины такое возможно

Появилась информация, что сразу пять украинских компаний подписали контракты с «Газпромом» на поставку газа на Украину с 1 января 2020 года, но это пока официально не подтверждено, как и не известны сроки и условия данных соглашений.

«Довольно сложно комментировать эту информацию из непроверенных источников. Это может быть, как вбросом, так и правдой. Так что, для того, чтобы сделать конкретный вывод, необходимо дождаться официальных заявлений», - заключает Гривач.

Как замечает эксперт, согласно газовому протоколу, подписанному Россией и Украиной, должны быть проведены переговоры между компаниями «Газпром» и «Нафтогаз», но с другой стороны украинское энергетическое законодательство, которое было сформировано на базе европейских требований, предполагает наличие возможности закупки российского газа разными хозяйственными структурами.

«Этот вопрос обсуждался и можно вспомнить визит Медведчука и Бойко в Москву, когда они активно обговаривали эту тему и рассуждали о том, что на Украине установлены очень высокие цены на газ, что снижает конкурентоспособность продукции украинских предприятий. Именно поэтому и появилась идея о прямых закупках российского газа, а не через структуру «Нафтогаза», - констатирует Гривач.

Алексей Игоревич отмечает, что пока дальше разговоров дело не пошло, но почему бы и нет. Энергетический сектор на Украине будет и дальше реформироваться, поэтому возможно открытие украинского газового рынка и заключение подобных контрактов.

На Украине продолжается внутриполитическая борьба с «Нафтогазом»

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что такое решение может быть связано с теми трудностями, которые существуют сегодня в украинской политике.

«Во-первых, газовый вопрос между Россией и Украиной до сих пор полностью не закрыт, поскольку это случится только после того, как стороны подпишут новые контракты на транзит и поставку газа. Во-вторых, в каком виде будут заключены эти контракты, не столь важно – главное, что мы имеем сегодня некий промежуточный результат в затянувшемся споре с Украиной», - резюмирует Фролов.

Пока контрактов нет, поэтому ничего не закончено, тем более, определенные украинские представители продолжают говорить вещи, которые противоречат тезису, что Россия и Украина пришли к полному согласию по условиям выхода из газового кризиса.

«Кроме того, компания «Нафтогаз», как таковая, раздражает украинское руководство, поскольку является полунезависимой структурой – по крайней мере, по отношению к команде президента Владимира Зеленского», - заключает Фролов.

Фролов отмечает, что фактически «Нафтогаз» подчинятся людям, сидящим в Лондоне, которые находятся в его наблюдательном совете. Именно он является высшим регуляторным органом компании, а не правительство Украины, поэтому здесь заложены большие противоречия.

«Украинское правительство выступает в этом вопросе в качестве акционера «Нафтогаза» и не воспринимается его руководством. «Это какие-то непонятные люди», мнение которых не столь важно. В то же время, положение «Нафтагаза» на украинском рынке является настолько мощным и настолько незыблемым, из-за чего такие решения влияют на всю ситуацию в этой стране», - констатирует Фролов.

Это происходит через продавливание определенной тарифной политики и через лоббирование специфических экономических решений, которые образуют традиционные тарифы. Обычно такая практика называется «страховочной ценой на газ».

«Перед нами далеко не весь список претензий, которые есть к «Нафтогазу», поэтому здесь украинские власти пытаются противостоять этой компании, как монопольному трейдеру на украинском газовом рынке. По этой причине, так называемый рынок газа работать в принципе не может, поскольку там действует только один поставщик, который не подчиняется государству», - резюмирует Фролов.

По словам Александра Сергеевича, Украина получила с «Нафтогазом» систему, в рамках которой руководство данной страны не может влиять на тарифную и ценовую политику даже при наличии такого желания. Здесь Киев борется именно с этим.

«Что касается «Газпрома», то он на этом фоне может предложить гораздо более конкурентные цены и сотрудничать не только с «Нафтогазом», но и с другими компаниями, и это в состоянии улучшить экономическую ситуацию на Украине», - заключает Фролов.

На основании такого сотрудничества на украинском рынке могут появиться гораздо более конкурентные цены, чем те, которые есть там сейчас. На сегодня внутренние цены на газ на Украине примерно в 10 раз выше, чем до государственного переворота 2014 года.

«Если все это правда, то это хорошо, причем в первую очередь для самой Украины, поскольку «Газпрому» все равно. Ведь те объемы, которые идут сегодня из Евросоюза на Украину, являются частью российских поставок», - констатирует Фролов.

Соответственно, это решение принято в интересах определенных игроков на Украине, которые недовольны «Нафтогазом».

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 22.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики