Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Дальнейшее сокращение транзита газа через Украину неизбежно

С. Митрахович: Дальнейшее сокращение транзита газа через Украину неизбежно

Киев и Брюссель объявили о принципиальном согласовании продления контракта на транзит газа через Украину. Правда, стороны не раскрывают деталей встречи и не подписали финальных документов. Действующий контракт России и Украины истекает 1 января 2020 года. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, готов подробный проект нового документа, однако, когда он может быть окончательно согласован и подписан, ни одна из сторон не уточняет.

Придут ли к общему консенсусу страны Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:

- Россия, Украина и Еврокомиссия ведут напряженные переговоры по новому транзитному контракту, которые проходят в разных городах Европы, символизируя общеевропейскую значимость данного вопроса. После нескольких раундов переговоров все три стороны стали заявлять о достижении принципиального согласия о продолжении транзита газа через Украину. Однако, никаких параметров нового контракта все же объявлено не было - переговоры продолжаются.

Компромисс возможен в нескольких вариантах. Во-первых, это среднесрочный контракт на транзит (3-5 лет) в объеме не более 40 млрд кубов обязательной прокачки (дополнительные объемы могут быть указаны как опциональные, но не гарантированные). Во-вторых, гипотетически возможен вариант краткосрочного контракта (1-2 года) на большие объемы прокачки - около 60 млрд кубов в год. В-третьих, возможно подписание некоего промежуточного контракта на тот период, пока в силу после всей международной и национальной сертификации не вступят полномочия новой компании – «Оператора газотранспортной системы Украины», созданной в результате анбандлинга Нафтогаза.

Важным камнем преткновения для подписания газового контракта был сюжет с российским долгом Нафтогазу по итогам разбирательств в Стокгольмском арбитраже. Судя по утечкам с переговоров, дошедшим до прессы, российская сторона соглашается погасить данный долг и увязать с его согласием уже Украины на новый транзитный контракт, подразумевающий существенное сокращения объема газа, идущего через Украину в Европу.

Проблема в том, что в Киеве существует не только условная партия «газового компромисса», но и условная «партия газовой войны», представленной руководством Нафтогаза в лице Андрея Коболева и Юрия Витренко. В силу своей политической аффилированности с демпартией США и сложной личной истории отношений с Газпромом, представители «партии войны» могут попытаться сорвать заключение нового контракта. Так, глава НАК «Нафтогаз Украины» Коболев 20 декабря 2019 года заявил, что для подписания нового контракта на транзит газа из РФ необходим месяц - в том случае, «если будет принято решение менять стандартный типовой договор на транспортировку газа». С учетом анбандлинга Нафтогаза формальностей действительно много, но при наличии соглашения на политическом уровне бюрократические препоны можно обойти. Если же соглашения не будет, то о формальных сложностях может вспомнить уже Газпром: например, можно просто потребовать от «Оператора газотранспортной системы Украины» провести аукцион на бронирование мощности ГТС Украины (процедура open season) по правилам третьего энергопакета. А эта процедура может занять до двух месяцев.

В любом случае, каким бы не был новый контракт, все равно ясен главный тренд - украинский транзит будет все равно снижаться, издержки Украины на поддержание мощностей ГТС в полном объеме будут расти. Результатом станет невозможность предложить российской стороне конкурентоспособные (в сравнении с иными маршрутами) ставки на транзит и неизбежное дальнейшее дополнительное снижение объемов транзита через Украину.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 23.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики