Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Дальнейшее сокращение транзита газа через Украину неизбежно

С. Митрахович: Дальнейшее сокращение транзита газа через Украину неизбежно

Киев и Брюссель объявили о принципиальном согласовании продления контракта на транзит газа через Украину. Правда, стороны не раскрывают деталей встречи и не подписали финальных документов. Действующий контракт России и Украины истекает 1 января 2020 года. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, готов подробный проект нового документа, однако, когда он может быть окончательно согласован и подписан, ни одна из сторон не уточняет.

Придут ли к общему консенсусу страны Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:

- Россия, Украина и Еврокомиссия ведут напряженные переговоры по новому транзитному контракту, которые проходят в разных городах Европы, символизируя общеевропейскую значимость данного вопроса. После нескольких раундов переговоров все три стороны стали заявлять о достижении принципиального согласия о продолжении транзита газа через Украину. Однако, никаких параметров нового контракта все же объявлено не было - переговоры продолжаются.

Компромисс возможен в нескольких вариантах. Во-первых, это среднесрочный контракт на транзит (3-5 лет) в объеме не более 40 млрд кубов обязательной прокачки (дополнительные объемы могут быть указаны как опциональные, но не гарантированные). Во-вторых, гипотетически возможен вариант краткосрочного контракта (1-2 года) на большие объемы прокачки - около 60 млрд кубов в год. В-третьих, возможно подписание некоего промежуточного контракта на тот период, пока в силу после всей международной и национальной сертификации не вступят полномочия новой компании – «Оператора газотранспортной системы Украины», созданной в результате анбандлинга Нафтогаза.

Важным камнем преткновения для подписания газового контракта был сюжет с российским долгом Нафтогазу по итогам разбирательств в Стокгольмском арбитраже. Судя по утечкам с переговоров, дошедшим до прессы, российская сторона соглашается погасить данный долг и увязать с его согласием уже Украины на новый транзитный контракт, подразумевающий существенное сокращения объема газа, идущего через Украину в Европу.

Проблема в том, что в Киеве существует не только условная партия «газового компромисса», но и условная «партия газовой войны», представленной руководством Нафтогаза в лице Андрея Коболева и Юрия Витренко. В силу своей политической аффилированности с демпартией США и сложной личной истории отношений с Газпромом, представители «партии войны» могут попытаться сорвать заключение нового контракта. Так, глава НАК «Нафтогаз Украины» Коболев 20 декабря 2019 года заявил, что для подписания нового контракта на транзит газа из РФ необходим месяц - в том случае, «если будет принято решение менять стандартный типовой договор на транспортировку газа». С учетом анбандлинга Нафтогаза формальностей действительно много, но при наличии соглашения на политическом уровне бюрократические препоны можно обойти. Если же соглашения не будет, то о формальных сложностях может вспомнить уже Газпром: например, можно просто потребовать от «Оператора газотранспортной системы Украины» провести аукцион на бронирование мощности ГТС Украины (процедура open season) по правилам третьего энергопакета. А эта процедура может занять до двух месяцев.

В любом случае, каким бы не был новый контракт, все равно ясен главный тренд - украинский транзит будет все равно снижаться, издержки Украины на поддержание мощностей ГТС в полном объеме будут расти. Результатом станет невозможность предложить российской стороне конкурентоспособные (в сравнении с иными маршрутами) ставки на транзит и неизбежное дальнейшее дополнительное снижение объемов транзита через Украину.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 23.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики