Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Петербург и Ленобласть стали ускоренно переводить автозаправки на газ

Петербург и Ленобласть стали ускоренно переводить автозаправки на газ

Планы компании «Газпром газомоторное топливо» до конца 2020 года увеличить в несколько раз количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в Ленобласти эксперты находят реализуемыми, но обращают внимание и на сопутствующие сложности.

В Ленинградской области сегодня действует 8 газозаправочных объектов «Газпрома». Одна половина из них располагаются на закрытых территориях дочерних обществ «Газпрома», а другая расположена вдоль крупных трасс или в больших городах — Гатчине, Кингисеппе, Тихвине и Тосно.

На последнем Петербургском международном газовом форуме представители компании «Газпром газомоторное топливо» заявляли, что к 2024 году в Петербурге будет работать 25 объектов газозаправочной сети, а в Ленобласти их число вырастет до 22. 

«В последнее время реализация программы «Газпрома» по развитию рынка газомоторного топлива ускорилось. Хотя сам план был принят холдингом несколькими годами ранее, на федеральном уровне она получила одобрение в 2019 году. Теперь предполагается выделять субсидии на переоборудование и открытие АГНКС, возмещая затраты на строительство до 500 тысяч рублей», — комментирует АБН эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев. 

Программа получила федеральную поддержку, поэтому темпы открытия новых заправочных станций увеличатся. Кроме того, «Газпром» заключил порядка 60 соглашений с регионами, и теперь получает поддержку муниципалитетов, которые выделяют земельные участки под строительство, добавляет эксперт.

Но часто бывает, что земля принадлежит не муниципалитету, а находится в частной собственности. Земельные участки, рассматриваемые под возведение АГНКС, далеко не всегда являются самыми лучшими, но во всяком случае с муниципалитетами никаких проволочек практически нет. 

«Постепенно рынок газомоторного топлива развивается. Может быть, не самыми гигантскими темпами, но он растет. Главной остается проблема курица и яйца. Когда нет заправок — никто машины не покупает, а нет машин — никто не строит заправки. «Газпром» со своей стороны стремится располагать новые метановые заправки рядом с парками коммунальной и автобусной техники», — отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Регионам предоставляется возможность обновить свой автопарк и коммунальную технику, так как существенную часть затрат на покупку нового транспорта берет на себя федеральный бюджет. Дальше автопарк начинает экономить, так как газ дешевле дизеля.

По мнению Игоря Юшкова, «Газпром» пытается создать критическую массу транспорта на газомоторном топливе, чтобы с одной стороны, частные компании увидели наличие парка и подключились к строительству заправок, а с другой стороны — автомобилисты увидели сеть и перешли на автомобили на метане.

Эксперты не исключают, что на первом этапе станции могут генерировать убытки и простаивать, но со временем ситуация должна измениться. Согласно стратегии развития рынка газомоторного топлива до 2024 года предполагается комплексное решение.

Выделяемых из бюджета на эти цели 50 млрд рублей недостаточно, поэтому в правительстве делают ставку на кластерный подход. Предполагается, что на первом этапе заправочной инфраструктурой должны быть оснащены основные транспортные артерии, которые ведут через Москву на северо-запад, на юго-восток и на юг, на Урал. 

«Здесь можно выстраивать целые маршруты. «Газпром» в свое время даже автопробеги проводил, показывая возможность добраться из Москвы через Петербург в Европу на газомоторном топливе. Петербург и Ленобласть хорошо газифицированы, поэтому вполне могут стать одними из центров развития этого рынка», — предполагает Игорь Юшков

Фото: ПАО «Газпром»

Российские автопроизводители к настоящему времени уже наладили выпуск широкой линейки техники на природном газе. Под эти цели сегодня выпускается более 220 моделей как грузовой и специальной техники, так и пассажирского транспорта.

Более того, «Газпром» и сам активно переводит собственную технику на природный газ. На конец первого полугодия 2019 года количество газомоторных машин в автопарке группы «Газпром» превысило 50% от техники, пригодной к переводу на газ.

Когда речь идет о легковых автомобилях, там немного сложнее. У рядовых автомобилистов популярен пропан-бутан, там критическая масса авто уже набралась, и за счет дешевизны топлива люди сами переводят на него свой транспорт, отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Но на метан легковое авто перевести гораздо сложнее. Баллон оказывается тяжелее и занимает больше места. В основном метан для заправки используют коммерческий транспорт типа «Газелей» и больше. Еще одним сдерживающим фактором остается инфраструктура, но здесь ситуация уже меняется.

Количество заправок необходимо увеличивать на трассах и в городе. Конечно, стоимость переоборудования авто достаточно высока, но она частично возмещается. Сами водители готовы переходить на метан, но им пока не хватает АЗС.

Как подчеркивает Андрей Гордеев, Ленобласть наряду с Белгородской областью и Татарстаном находятся среди лидеров по развитию инфраструктуры и проникновению газомоторного топлива.

Позиции Ленобласти только упрочатся после того, как новые АГНКС в ближайший год будут построены во Всеволожске, Пикалево, Сосново, Сосновом Бору, Тосно, Горелово, Луге, Волхове, Сланцах, Сертолово и Янино. Новые заправки появятся также вдоль федеральных и региональных дорог, в частности, на Мурманском шоссе, трассах М11 и «Скандинавия», что подтолкнет к росту использования автомобилей на метане.

Источник: АБН, 23.12.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики