Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Петербург и Ленобласть стали ускоренно переводить автозаправки на газ

Петербург и Ленобласть стали ускоренно переводить автозаправки на газ

Планы компании «Газпром газомоторное топливо» до конца 2020 года увеличить в несколько раз количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в Ленобласти эксперты находят реализуемыми, но обращают внимание и на сопутствующие сложности.

В Ленинградской области сегодня действует 8 газозаправочных объектов «Газпрома». Одна половина из них располагаются на закрытых территориях дочерних обществ «Газпрома», а другая расположена вдоль крупных трасс или в больших городах — Гатчине, Кингисеппе, Тихвине и Тосно.

На последнем Петербургском международном газовом форуме представители компании «Газпром газомоторное топливо» заявляли, что к 2024 году в Петербурге будет работать 25 объектов газозаправочной сети, а в Ленобласти их число вырастет до 22. 

«В последнее время реализация программы «Газпрома» по развитию рынка газомоторного топлива ускорилось. Хотя сам план был принят холдингом несколькими годами ранее, на федеральном уровне она получила одобрение в 2019 году. Теперь предполагается выделять субсидии на переоборудование и открытие АГНКС, возмещая затраты на строительство до 500 тысяч рублей», — комментирует АБН эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев. 

Программа получила федеральную поддержку, поэтому темпы открытия новых заправочных станций увеличатся. Кроме того, «Газпром» заключил порядка 60 соглашений с регионами, и теперь получает поддержку муниципалитетов, которые выделяют земельные участки под строительство, добавляет эксперт.

Но часто бывает, что земля принадлежит не муниципалитету, а находится в частной собственности. Земельные участки, рассматриваемые под возведение АГНКС, далеко не всегда являются самыми лучшими, но во всяком случае с муниципалитетами никаких проволочек практически нет. 

«Постепенно рынок газомоторного топлива развивается. Может быть, не самыми гигантскими темпами, но он растет. Главной остается проблема курица и яйца. Когда нет заправок — никто машины не покупает, а нет машин — никто не строит заправки. «Газпром» со своей стороны стремится располагать новые метановые заправки рядом с парками коммунальной и автобусной техники», — отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Регионам предоставляется возможность обновить свой автопарк и коммунальную технику, так как существенную часть затрат на покупку нового транспорта берет на себя федеральный бюджет. Дальше автопарк начинает экономить, так как газ дешевле дизеля.

По мнению Игоря Юшкова, «Газпром» пытается создать критическую массу транспорта на газомоторном топливе, чтобы с одной стороны, частные компании увидели наличие парка и подключились к строительству заправок, а с другой стороны — автомобилисты увидели сеть и перешли на автомобили на метане.

Эксперты не исключают, что на первом этапе станции могут генерировать убытки и простаивать, но со временем ситуация должна измениться. Согласно стратегии развития рынка газомоторного топлива до 2024 года предполагается комплексное решение.

Выделяемых из бюджета на эти цели 50 млрд рублей недостаточно, поэтому в правительстве делают ставку на кластерный подход. Предполагается, что на первом этапе заправочной инфраструктурой должны быть оснащены основные транспортные артерии, которые ведут через Москву на северо-запад, на юго-восток и на юг, на Урал. 

«Здесь можно выстраивать целые маршруты. «Газпром» в свое время даже автопробеги проводил, показывая возможность добраться из Москвы через Петербург в Европу на газомоторном топливе. Петербург и Ленобласть хорошо газифицированы, поэтому вполне могут стать одними из центров развития этого рынка», — предполагает Игорь Юшков

Фото: ПАО «Газпром»

Российские автопроизводители к настоящему времени уже наладили выпуск широкой линейки техники на природном газе. Под эти цели сегодня выпускается более 220 моделей как грузовой и специальной техники, так и пассажирского транспорта.

Более того, «Газпром» и сам активно переводит собственную технику на природный газ. На конец первого полугодия 2019 года количество газомоторных машин в автопарке группы «Газпром» превысило 50% от техники, пригодной к переводу на газ.

Когда речь идет о легковых автомобилях, там немного сложнее. У рядовых автомобилистов популярен пропан-бутан, там критическая масса авто уже набралась, и за счет дешевизны топлива люди сами переводят на него свой транспорт, отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Но на метан легковое авто перевести гораздо сложнее. Баллон оказывается тяжелее и занимает больше места. В основном метан для заправки используют коммерческий транспорт типа «Газелей» и больше. Еще одним сдерживающим фактором остается инфраструктура, но здесь ситуация уже меняется.

Количество заправок необходимо увеличивать на трассах и в городе. Конечно, стоимость переоборудования авто достаточно высока, но она частично возмещается. Сами водители готовы переходить на метан, но им пока не хватает АЗС.

Как подчеркивает Андрей Гордеев, Ленобласть наряду с Белгородской областью и Татарстаном находятся среди лидеров по развитию инфраструктуры и проникновению газомоторного топлива.

Позиции Ленобласти только упрочатся после того, как новые АГНКС в ближайший год будут построены во Всеволожске, Пикалево, Сосново, Сосновом Бору, Тосно, Горелово, Луге, Волхове, Сланцах, Сертолово и Янино. Новые заправки появятся также вдоль федеральных и региональных дорог, в частности, на Мурманском шоссе, трассах М11 и «Скандинавия», что подтолкнет к росту использования автомобилей на метане.

Источник: АБН, 23.12.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики