Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Петербург и Ленобласть стали ускоренно переводить автозаправки на газ

Петербург и Ленобласть стали ускоренно переводить автозаправки на газ

Планы компании «Газпром газомоторное топливо» до конца 2020 года увеличить в несколько раз количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в Ленобласти эксперты находят реализуемыми, но обращают внимание и на сопутствующие сложности.

В Ленинградской области сегодня действует 8 газозаправочных объектов «Газпрома». Одна половина из них располагаются на закрытых территориях дочерних обществ «Газпрома», а другая расположена вдоль крупных трасс или в больших городах — Гатчине, Кингисеппе, Тихвине и Тосно.

На последнем Петербургском международном газовом форуме представители компании «Газпром газомоторное топливо» заявляли, что к 2024 году в Петербурге будет работать 25 объектов газозаправочной сети, а в Ленобласти их число вырастет до 22. 

«В последнее время реализация программы «Газпрома» по развитию рынка газомоторного топлива ускорилось. Хотя сам план был принят холдингом несколькими годами ранее, на федеральном уровне она получила одобрение в 2019 году. Теперь предполагается выделять субсидии на переоборудование и открытие АГНКС, возмещая затраты на строительство до 500 тысяч рублей», — комментирует АБН эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев. 

Программа получила федеральную поддержку, поэтому темпы открытия новых заправочных станций увеличатся. Кроме того, «Газпром» заключил порядка 60 соглашений с регионами, и теперь получает поддержку муниципалитетов, которые выделяют земельные участки под строительство, добавляет эксперт.

Но часто бывает, что земля принадлежит не муниципалитету, а находится в частной собственности. Земельные участки, рассматриваемые под возведение АГНКС, далеко не всегда являются самыми лучшими, но во всяком случае с муниципалитетами никаких проволочек практически нет. 

«Постепенно рынок газомоторного топлива развивается. Может быть, не самыми гигантскими темпами, но он растет. Главной остается проблема курица и яйца. Когда нет заправок — никто машины не покупает, а нет машин — никто не строит заправки. «Газпром» со своей стороны стремится располагать новые метановые заправки рядом с парками коммунальной и автобусной техники», — отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Регионам предоставляется возможность обновить свой автопарк и коммунальную технику, так как существенную часть затрат на покупку нового транспорта берет на себя федеральный бюджет. Дальше автопарк начинает экономить, так как газ дешевле дизеля.

По мнению Игоря Юшкова, «Газпром» пытается создать критическую массу транспорта на газомоторном топливе, чтобы с одной стороны, частные компании увидели наличие парка и подключились к строительству заправок, а с другой стороны — автомобилисты увидели сеть и перешли на автомобили на метане.

Эксперты не исключают, что на первом этапе станции могут генерировать убытки и простаивать, но со временем ситуация должна измениться. Согласно стратегии развития рынка газомоторного топлива до 2024 года предполагается комплексное решение.

Выделяемых из бюджета на эти цели 50 млрд рублей недостаточно, поэтому в правительстве делают ставку на кластерный подход. Предполагается, что на первом этапе заправочной инфраструктурой должны быть оснащены основные транспортные артерии, которые ведут через Москву на северо-запад, на юго-восток и на юг, на Урал. 

«Здесь можно выстраивать целые маршруты. «Газпром» в свое время даже автопробеги проводил, показывая возможность добраться из Москвы через Петербург в Европу на газомоторном топливе. Петербург и Ленобласть хорошо газифицированы, поэтому вполне могут стать одними из центров развития этого рынка», — предполагает Игорь Юшков

Фото: ПАО «Газпром»

Российские автопроизводители к настоящему времени уже наладили выпуск широкой линейки техники на природном газе. Под эти цели сегодня выпускается более 220 моделей как грузовой и специальной техники, так и пассажирского транспорта.

Более того, «Газпром» и сам активно переводит собственную технику на природный газ. На конец первого полугодия 2019 года количество газомоторных машин в автопарке группы «Газпром» превысило 50% от техники, пригодной к переводу на газ.

Когда речь идет о легковых автомобилях, там немного сложнее. У рядовых автомобилистов популярен пропан-бутан, там критическая масса авто уже набралась, и за счет дешевизны топлива люди сами переводят на него свой транспорт, отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Но на метан легковое авто перевести гораздо сложнее. Баллон оказывается тяжелее и занимает больше места. В основном метан для заправки используют коммерческий транспорт типа «Газелей» и больше. Еще одним сдерживающим фактором остается инфраструктура, но здесь ситуация уже меняется.

Количество заправок необходимо увеличивать на трассах и в городе. Конечно, стоимость переоборудования авто достаточно высока, но она частично возмещается. Сами водители готовы переходить на метан, но им пока не хватает АЗС.

Как подчеркивает Андрей Гордеев, Ленобласть наряду с Белгородской областью и Татарстаном находятся среди лидеров по развитию инфраструктуры и проникновению газомоторного топлива.

Позиции Ленобласти только упрочатся после того, как новые АГНКС в ближайший год будут построены во Всеволожске, Пикалево, Сосново, Сосновом Бору, Тосно, Горелово, Луге, Волхове, Сланцах, Сертолово и Янино. Новые заправки появятся также вдоль федеральных и региональных дорог, в частности, на Мурманском шоссе, трассах М11 и «Скандинавия», что подтолкнет к росту использования автомобилей на метане.

Источник: АБН, 23.12.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики