Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегазовый реверс из Польши является уловкой Белоруссии для преференций от России

Нефтегазовый реверс из Польши является уловкой Белоруссии для преференций от России

Нефтегазовый реверс Белоруссии является политической уловкой президента Лукашенко – полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Белоруссия не может отказаться от закупок газа в России

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что его страна рассматривает возможность получения нефти и газа по реверсу из Польши. На практике это технически возможно, но с точки зрения финансов является совершенно бессмысленным предприятием.

Перед нами очередная реакция Минска на ход переговоров с Москвой по интеграции России и Белоруссии, которые идут уже не один месяц и где белорусы требуют значительных уступок, но сами не хотят идти на симметричные шаги. Впрочем, если брать вопросы нефти и газа, то здесь очевидно, что более дешевых энергоресурсов, чем в нашей стране, данное государство точно найти не сможет.

«Я думаю, что Лукашенко пытается выторговать дальнейшие привилегии от России, поскольку на сегодняшний день у нас существует масштабная система субсидирования белорусской экономики, в том числе, и по направлению энергоносителей», - заключает Митрахович.

Если брать газовый вопрос, то газ для Белоруссии в зависимости от сезона стоит 130 долларов за тысячу кубометров, а для Польши цена может доходить до 180-200 долларов за тысячу кубов, и это делает такие заявления Лукашенко риторическим приемом.

«Лукашенко хочет такие же цены на газ для Белоруссии, как в Смоленской области, где сырье стоит 70 долларов за тысячу кубов, но в России существуют разные регионы, где цены на газ значительно выше – та же Ленинградская область и Кавказ», - констатирует Митрахович.

Здесь нужно обратить внимание на то, что цены для Смоленской области не являются рыночными, а представляют собой производное тех государственных дотаций, которые правительство РФ и федеральный бюджет вкладывают в этом регионе в энергоносители.

«Россия не собирается проводить аналогичное дотирование Белоруссии в условиях, когда Минск не хочет идти на введение единой валюты с Россией с одним эмиссионным центром, когда Минск не хочет допускать российские компании до приватизации интересных белорусских активов – например, до машиностроительных заводов или калийных предприятий», - резюмирует Митрахович.

Не надо забывать про внешнеполитические противоречия, которые присутствуют в наших отношениях. Это вопрос признания Крыма, Абхазии и Южной Осетии, российская военная база на территории Белоруссии и другие действия, которые Минск пока саботирует.

«Кроме того, у нас с Белоруссией нет единого газового рынка, поскольку Минск не пускает российские газовые компании на свой внутренний рынок, т.е. газ продается Россией белорусскому предприятию, и оно затем его дальше перепродает», - заключает Митрахович.

Как заключает эксперт, Россия в этом вопросе ведет себя совершенно иначе – например, белорусские предприятия могут напрямую продавать свою продукцию на российском рынке. Минск хочет, чтобы российский газ продавался белорусскому посреднику, как можно дешевле, но без какого-либо участия российских компаний в данном экономическом процессе. Белорусы хотят уступок, но сами на них не идут.

«Это объясняется тем, что у нас в базовых документах, в том числе, и по Евразийскому союзу, допускаются изъятия, поскольку единый газовый рынок на евразийской площадке должен быть реализован только к 2025 году», - констатирует Митрахович.

Что касается реверса, то здесь возможен украинский и польский варианты – Варшава ведь часть газа также закупает по виртуальному реверсу из Германии, но все это, совершенно точно, не будет экономически обосновано или эффективно с финансовой точки зрения.

С нефтью белорусам также не удастся что-то сделать

«С нефтью все еще проще. Белоруссия получает ее без пошлины, поскольку российские компании, которые экспортируют данное сырье в эту страну такой сбор не платят. По этой причине, нефть обходится Минску очень дешево», - резюмирует Мирахович.

В случае наличия пошлины, экспортер ее перекладывает на покупателя, но в рамках российско-белорусских отношений этого просто нет, причем в Минске очень боятся введения такой практики, с чем связаны постоянные требования по компенсации за налоговый маневр.

«Российская нефть всегда обходится белорусам дешевле, чем покупателям в Европе. Плюс часть нефти, объемом в 6 млн тонн в год, Минск имеет право перетамаживать, т.е. 18 млн тонн идет без пошлины, а 6 млн тонн регистрирует таким путем. Суть в том, что таможенную пошлину получает белорусский бюджет, а не российский, и так мы, по сути своей, опять дотируем Белоруссию», - заключает Митрахович.

По словам Станислава Павловича, «перетаможку» должны отменить, но об этом говорят давно, а сама эта система продолжает действовать все последние годы. Поэтому реальной альтернативы для российской нефти у Белоруссии нет.

«У Минска был эксперимент с купленной у Венесуэлы партией нефти, которая оказалась азербайджанской поставкой по нефтепроводу Одесса-Броды, но ее цена была настолько большой, что Белоруссия от этой схемы отказалась сразу», - констатирует Митрахович.

Таким образом, перед нами очередные спекуляции Лукашенко перед новым раундом переговоров с Путиным. Белорусы хотят получить здесь наилучшие варианты, и для этого активно пользуются политической риторикой.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 24.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики