Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегазовый реверс из Польши является уловкой Белоруссии для преференций от России

Нефтегазовый реверс из Польши является уловкой Белоруссии для преференций от России

Нефтегазовый реверс Белоруссии является политической уловкой президента Лукашенко – полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Белоруссия не может отказаться от закупок газа в России

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что его страна рассматривает возможность получения нефти и газа по реверсу из Польши. На практике это технически возможно, но с точки зрения финансов является совершенно бессмысленным предприятием.

Перед нами очередная реакция Минска на ход переговоров с Москвой по интеграции России и Белоруссии, которые идут уже не один месяц и где белорусы требуют значительных уступок, но сами не хотят идти на симметричные шаги. Впрочем, если брать вопросы нефти и газа, то здесь очевидно, что более дешевых энергоресурсов, чем в нашей стране, данное государство точно найти не сможет.

«Я думаю, что Лукашенко пытается выторговать дальнейшие привилегии от России, поскольку на сегодняшний день у нас существует масштабная система субсидирования белорусской экономики, в том числе, и по направлению энергоносителей», - заключает Митрахович.

Если брать газовый вопрос, то газ для Белоруссии в зависимости от сезона стоит 130 долларов за тысячу кубометров, а для Польши цена может доходить до 180-200 долларов за тысячу кубов, и это делает такие заявления Лукашенко риторическим приемом.

«Лукашенко хочет такие же цены на газ для Белоруссии, как в Смоленской области, где сырье стоит 70 долларов за тысячу кубов, но в России существуют разные регионы, где цены на газ значительно выше – та же Ленинградская область и Кавказ», - констатирует Митрахович.

Здесь нужно обратить внимание на то, что цены для Смоленской области не являются рыночными, а представляют собой производное тех государственных дотаций, которые правительство РФ и федеральный бюджет вкладывают в этом регионе в энергоносители.

«Россия не собирается проводить аналогичное дотирование Белоруссии в условиях, когда Минск не хочет идти на введение единой валюты с Россией с одним эмиссионным центром, когда Минск не хочет допускать российские компании до приватизации интересных белорусских активов – например, до машиностроительных заводов или калийных предприятий», - резюмирует Митрахович.

Не надо забывать про внешнеполитические противоречия, которые присутствуют в наших отношениях. Это вопрос признания Крыма, Абхазии и Южной Осетии, российская военная база на территории Белоруссии и другие действия, которые Минск пока саботирует.

«Кроме того, у нас с Белоруссией нет единого газового рынка, поскольку Минск не пускает российские газовые компании на свой внутренний рынок, т.е. газ продается Россией белорусскому предприятию, и оно затем его дальше перепродает», - заключает Митрахович.

Как заключает эксперт, Россия в этом вопросе ведет себя совершенно иначе – например, белорусские предприятия могут напрямую продавать свою продукцию на российском рынке. Минск хочет, чтобы российский газ продавался белорусскому посреднику, как можно дешевле, но без какого-либо участия российских компаний в данном экономическом процессе. Белорусы хотят уступок, но сами на них не идут.

«Это объясняется тем, что у нас в базовых документах, в том числе, и по Евразийскому союзу, допускаются изъятия, поскольку единый газовый рынок на евразийской площадке должен быть реализован только к 2025 году», - констатирует Митрахович.

Что касается реверса, то здесь возможен украинский и польский варианты – Варшава ведь часть газа также закупает по виртуальному реверсу из Германии, но все это, совершенно точно, не будет экономически обосновано или эффективно с финансовой точки зрения.

С нефтью белорусам также не удастся что-то сделать

«С нефтью все еще проще. Белоруссия получает ее без пошлины, поскольку российские компании, которые экспортируют данное сырье в эту страну такой сбор не платят. По этой причине, нефть обходится Минску очень дешево», - резюмирует Мирахович.

В случае наличия пошлины, экспортер ее перекладывает на покупателя, но в рамках российско-белорусских отношений этого просто нет, причем в Минске очень боятся введения такой практики, с чем связаны постоянные требования по компенсации за налоговый маневр.

«Российская нефть всегда обходится белорусам дешевле, чем покупателям в Европе. Плюс часть нефти, объемом в 6 млн тонн в год, Минск имеет право перетамаживать, т.е. 18 млн тонн идет без пошлины, а 6 млн тонн регистрирует таким путем. Суть в том, что таможенную пошлину получает белорусский бюджет, а не российский, и так мы, по сути своей, опять дотируем Белоруссию», - заключает Митрахович.

По словам Станислава Павловича, «перетаможку» должны отменить, но об этом говорят давно, а сама эта система продолжает действовать все последние годы. Поэтому реальной альтернативы для российской нефти у Белоруссии нет.

«У Минска был эксперимент с купленной у Венесуэлы партией нефти, которая оказалась азербайджанской поставкой по нефтепроводу Одесса-Броды, но ее цена была настолько большой, что Белоруссия от этой схемы отказалась сразу», - констатирует Митрахович.

Таким образом, перед нами очередные спекуляции Лукашенко перед новым раундом переговоров с Путиным. Белорусы хотят получить здесь наилучшие варианты, и для этого активно пользуются политической риторикой.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 24.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики