Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Крах «Северного потока-2»: Стройка прервана на 4,5−6 лет

Крах «Северного потока-2»: Стройка прервана на 4,5−6 лет

У «Газпрома» нет судов-трубоукладчиков, чтобы уложить последние 160 км газопровода

Скандальная ситуация с достройкой «Северного потока-2» получила неожиданный поворот. Оказалось, ни одно двух судов-трубоукладчиков, которые имеются в распоряжении «Газпрома», не годятся для этой задачи. Об этом 24 декабря заявил президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.

«Насколько мне известно, таких судов, которые прямо сегодня могли бы быть взяты откуда-то, чтобы приступить немедленно к работе, нет», — сказал он в интервью телеканалу «Россия 24», отвечая на вопрос ведущего, есть ли у России суда, способные достроить газопровод.

Президент ОСК добавил, что подобные суда обычно строятся под определенный проект, и очень редко используются для работ на свободном рынке. По словам Рахманова, если будет заказ, то ОСК немедленно приступит к проектированию и строительству такого судна.

«В среднем, наверное, мы все-таки говорим о полутора-двух годах проектирования и трех-четырех годах строительства. К сожалению, это для нас будет, как всегда, что-то сделанное с нуля, поэтому в меньшие сроки мы не уберемся. Хотя, напомню, ледокол „Ленин“ построили за три года и где-то полтора-два года проектировали», — добавил он.

Здесь впору разыгрывать немую сцену из «Ревизора».

Как же так? Как же бравые рассуждения, что вот-вот примчит из Находки трубоукладчик «Академик Черский», или вырвется из немецкого порта Мукран несамоходная баржа «Фортуна», и пусть черепашьими темпами, по 1 км в сутки, достроят злополучные последние 160 км (данные официального представителя Nord Stream 2 AG Йенса Мюллера) подводной части газопровода?!

«У „Газпрома“ есть альтернативы — он может свои судна с Сахалина пригнать и закрыть эту историю. Ни с технической точки зрения, ни с финансовой, санкции уже не повлияют. Труба точно будет достроена. И поэтому смешно вводить санкции, когда точно знаешь, что ты проиграешь», — уверял недавно глава Фонда энергетической безопасности Константин Симонов в эфире «Коммерсантъ FM».

Что характерно, еще 23 декабря премьер Дмитрий Медведев придерживался той же позиции. Глава правительства отметил, что до завершения проекта «совсем чуть-чуть осталось», и у «Газпрома» есть альтернативные варианты дальнейшего строительства.

«Ну немного чуть больше времени на это уйдет, ничего страшного. Это все равно месяцы — месяц туда, месяц обратно, на несколько месяцев больше», — оптимистично сказал Медведев.

И вот — наступил момент истины. Рахманинов, который явно лучше разбирается в судостроении и подводных работав, чем гуманитарии из правительства РФ, просто озвучил приговор.

Оказывается, недостроенный «Северный поток-2» встал не на какие-то недели или месяцы — на годы. И судя по тому, что нет никаких известий о срочно отплывающем из Находки «Черском» — это и есть правда.

Получается, не такие уж американцы идиоты. Чтобы вставить нам палки в колеса всего-то и нужно было включить санкции против «Северного потока-2» и «Турецкого потока» в военный бюджет США. Да пригрозить, что лицам, участвующим в проектах, могут аннулировать американские визы, а также ввести в отношении них финансовые ограничения.

И надо понимать: бегство швейцарской AllSeas из Балтики всего через два дня после подписания бюджета Дональдом Трампом говорит об одном — вряд ли кто-то станет нам помогать. Значит, не исключено, собственный трубоукладчик придется построить. Пусть как ледокол «Ленин» — за 3,5−4 года.

А труба пусть пока полежит. Без дела, на дне Балтики.

— «Академик Черский» был куплен специально под проект на Сахалине, и сейчас работает на шельфе в рамках технического обслуживания объектов добычи Южно-Киринского месторождения, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Чтобы использовать его для достройки морского газопровода необходимо лишь установить сварочные посты.

Общеизвестно, что крупные проекты по прокладке морских газопроводов — их в мире не так много — проводят, в основном, две компании: швейцарская Allseas Group и итальянская Saipem. Однако «Газпром» купил «Академика Черского» для подстраховки — чтобы достроить трубу на Сахалине.

Напомню, Южно-Киринское газоконденсатное месторождение на шельфе Сахалина — одно из крупнейших месторождений «Газпрома». Его извлекаемые запасы 711 млрд. кубометров газа и 111 млн. тонн конденсата, причем по итогам доразведки ожидается прирост запасов. Предполагается бурение 37 эксплуатационных скважин, добыча начнется в 2023 году и выйдет на «полку» в 21 млрд. кубометров в год к 2034 году.

Изначально «Газпром» планировал часть газа поставлять на внутренний рынок, а основной объем сжижать совместно с Shell. Но после введения санкций против месторождения «Газпром» начал активные переговоры о поставке этого газа в Китай по трубе с Сахалина.

США добавили в санкционный черный список Южно-Киринское месторождение в августе 2015 года. А в мае 2016-го «Газпром» подтвердил курсирующий на рынке слух о покупке трубоукладочного судна Jascon 18 (новое название «Академик Черский») для работ на шельфе.

Так что «Черский» все-таки может быть использован на достройке «Северного потока-2», хотя сейчас и на Сахалине он не простаивает.

«СП»: — Мы могли бы купить еще одно судно-трубоукладчик в Китае («Академик Черский» и баржа «Фортуна» — китайской постройки)?

— Могли, вопрос только в том, насколько это нужно. Все же это крупные суда, и после завершения строительства они будут простаивать.

Если была бы потребность — еще один трубоукладчик купили бы раньше. Но, видимо, проще все-таки договориться с компанией, которая на подобных работах специализируется.

К тому же требуется не просто судно. Нужны опытные специалисты, целая команда, которые имеют необходимую квалификацию. Тут оно цепляется за другое. Повторюсь, «Газпром» не строит подводные газопроводы в непрерывном режиме, и чрезмерно вкладываться в достройку «Северного потока-2» не имеет смысла.

Здесь нужно еще учитывать, что Европа выражает недовольство американскими санкциями. Из-за задержки ввода трансбалтийского газопровода европейцы также оказались под ударом. И они не понимают, за что США их наказали.

Кроме того, все сходятся во мнении: никто не бросит недостроенным газопровод, готовность которого 97%. Естественно, его достроят — найдут возможности, сделают это любыми путями.

Решение США, повторюсь, выглядит как плевок в сторону Европы. Так что европейцы сейчас будут требовать у Вашингтона разъяснений. Возможно, им удастся найти решение — все же европейские компании также инвестировали в «Северный поток-2».

«СП»: — AllSeas дала понять, что не будет иметь с нами дела. Позиция других иностранных подрядчиков, способных достроить «Северный поток-2», будет такой же?

— Каждая компания сама определяет риски, на которые готова пойти. Та же AllSeas ведет проекты по всему миру, в том числе в США. У компании в Америке имеется имущество, которое власти могут арестовать. Понятно, швейцарцы не готовы подставляться просто так.

Но есть и компании, которые, разобравшись в ситуации, плюют на санкции. Как мы помним, первые ограничительные меры на наши экспортные газопроводы вводил еще Рональд Рейган. Но европейские компании тогда продолжили работать — потому что это было выгодно, и потому что их поддерживали европейские правительства.

Возможно, и с достройкой «Северного потока-2» получится так же.

«СП»: — Выходит, ОСК пытается драматизировать ситуацию, и перетянуть одеяло на себя?

— Если бы ОСК получила заказ на проектирование и строительства трубоукладчика — она бы неплохо заработала. Люди отстаивают свои интересы — почему нет?

«СП»: — За 2020-й год вопрос с достройкой «Северного потока-2» будет решен?

— Думаю, да.

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 25.12.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики