Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Налоговый маневр в России в 2020 году продолжится, а значит, нефть для Белоруссии будет дорожать

И. Юшков: Налоговый маневр в России в 2020 году продолжится, а значит, нефть для Белоруссии будет дорожать

В 2020 году газопровод "Сила Сибири" позволит вести диалог с Пекином, также стороны продолжат обсуждать газопровод от западносибирских месторождений газа. Такое мнение Агентству нефтегазовой информации высказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, обозначая приоритеты развития нефтегазовой отрасли для будущего года.

- Несмотря на то, что год еще не завершен, нас еще могут ожидать определенные сюрпризы. Конец года стал крайне насыщенным. России и Украине все же удалось договориться о сохранении транзита, урегулировании взаимных претензий между Нафтогазом и Газпромом, а также договориться о новом контракте на поставку газа для Украины.

При этом можно сказать, что российско-украинский спор стал одной из главных тем 2019 года. По итогам можно сказать, что Газпрому не удалось оспорить решение Стокгольмского арбитража и фактически российская сторона признала необходимость выплаты штрафа в размере $2,56 млрд плюс пени, что в сумме составляет около $3 млрд.

Смежной с Украиной темой в 2019 году стал сюжет строительства «Северного потока – 2» и «Турецкого потока». Тут сложно подводить итоги, так как события продолжают развиваться. Можно только сказать, что год показал повышение конфронтации на газовом рынке Европы. США ввели санкции против «Северного потока – 2», когда суда-трубоукладчики почти закончили свою работу и тем самым спровоцировали конфликт не только с Россией, но и с европейскими странами, прежде всего с Германией. Швейцарская компания Allseas обратилась за предоставлением ей 30-дневного срока для завершения работ над газопроводом. Такая опция предусмотрена в санкционном законодательстве, но не факт, что американский регулятор разрешит это. Поэтому итогом 2019 года можно назвать существенное повышение ставок со стороны США в борьбе против «Северного потока - 2». Это приведет к ухудшению американо-европейских отношений.

Среди других итогов 2019 года можно назвать продвижение климатической повестки в мире и ратификацию Парижского соглашение Россией, в частности. Тема изменения климата вызывает много споров. "Масла в огонь" подлила Гретта Тумберг своим выступлением в ООН. Но если отбросить информационную шумиху, то можно сказать, что уходящий год стал для России знаковым в сфере климатического соглашения. Теперь, когда на Парижское соглашение как основу будут нанизываться дополнительные соглашения, конвенции и всяческие протоколы. В частности, климатические соглашения подразумевают введение системы подсчета углеродного следа и налога. Это приведет к перестраиванию всей системы мировой торговли, так как те товары, которые произведены с использованием, например, электроэнергии с угольных станций будут иметь существенно большую себестоимость за счет углеродного налога. А товары, произведенные на основе ВИЭ, которые сейчас довольно дороги, наоборот, станут более конкурентоспособными. Для России из-за этого могут возникнуть существенные проблемы, так как методики, предлагаемые в рамках климатического соглашения, считают газовую отрасль крупным эмиссионером парниковых газов.

Другим итогом 2019 года можно назвать нерешенность нефтегазовых вопросов России и Белоруссии. На встрече 20 декабря Владимир Путин и Александр Лукашенко заявили, что стороны существенно продвинулись вперед, но итоговых договоренностей мы так и не видим. Налоговый маневр в России продолжается, а значит, нефть для Белоруссии будет дорожать, что приведет к снижению прибылей как белорусского бюджета, так и компаний, занимающихся экспортом нефтепродуктов.

Близкой к белорусской теме стала история с хлорированной нефтью в нефтепроводе Дружба. В апреле-июне звучало много версий о том, что после этого инцидента никто не будет покупать российскую нефть, даже после нормализации ее качества. Также были рассказы о том, что все НПЗ получившие хлорированую нефть сломаются, а нефтепроводы превратятся в решето. Но в итоге ничего этого не произошло. За право купить хлорированную нефть возникла конкуренция, потому что она продавалась со скидкой. А НПЗ даже не проводили внеплановые технологические остановки. Кроме того, Транснефть смогла не только не потерять аппаратных позиций, но и в определенной степени получила больше полномочий по контролю над пунктами приема нефти в России. Тем не менее эта история показала обострение аппаратной борьбы в российской нефтяной отрасли.

В азиатской части российской энергетики значимым событием стал запуск "Силы Сибири". Этот газопровод позволяет России выйти с крупными объемами на китайский рынок. До этого в Китай шли только отдельные партии СПГ. А газопровод сможет к 2024 году поставлять в Китай 38 млрд куб. м. Кроме того, в Амурской области будут построены газоперерабатывающий и газохимический заводы, которые позволят выпускать продукцию газохимиии, чтобы поставлять как на внутренний рынок, так и на экспорт.

"Сила Сибири" позволяет вести диалог с Пекином и по другим газопроводам. В 2020 году стороны продолжат обсуждать газопровод от западносибирских месторождений газа. Однако показательно, что запуск "Силы Сибири" ознаменовался всплеском споров о рентабельности проекта. Критики Газпрома говорят, что газопровод никогда не окупится и вообще российский газ в Китае не нужен. Однако контракт подразумевает условие бери или плати, а о цене можно будет судить после начала поставок, так как появится таможенная статистика.

Опубликовано: Агентство нефтегазовой информации, 26.12.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики