Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Изъятия" ЕАЭС лишают нефть Казахстана конкурентных преимуществ для Белоруссии

"Изъятия" ЕАЭС лишают нефть Казахстана конкурентных преимуществ для Белоруссии

Ответ Минэнерго Казахстана, что Минску предстоит договариваться с РФ для получения нефти по магистрали "Дружба", вполне логично. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Вариант поставок казахстанской нефти в Белоруссию по нефтепроводу "Дружба" является идеей Минска, потому именно белорусской стороне предстоит вести переговоры с Россией о транзите. Об этом заявили в Министерстве энергетики Казахстана. Ранее посол РК в Минске Аскар Бейсенбаев заявил, что есть устная договоренность с "Транснефтью" о транзите нефти в Белоруссию через территорию России​​​. По его словам, соглашения могут появиться, когда будут отработаны все внутригосударственные процедуры.

"Теоретически Казахстан может поставлять нефть Белоруссии при достижении соответствующих договоренностей, - отмечает специалист. – Но соглашение будет трехсторонним – с покупателем и транзитером сырья. Если все три стороны придут к соглашению и будут согласны с условиями контракта, заключить его ничто не мешает. Москва в данном случае показывает, что если Минск хочет найти альтернативу российским поставкам, то придется договариваться в трехстороннем порядке – это нормальный процесс.

Главное, чтобы белорусскую сторону удовлетворил итоговый финансовый результат. Крайне велика вероятность, что за казахстанскую нефть Минск заплатит ощутимо больше, чем за российскую, но это будут проблемы Белоруссии и ее бюджета. Президент РБ Александр Лукашенко же пытается продемонстрировать, что у него есть альтернативы российским поставкам и он готов ими воспользоваться. Однако о ценовом факторе он предпочитает при этом не упоминать".

Желания Минска

В настоящее время Белоруссия покупает только российскую нефть. Александр Лукашенко на фоне нефтегазовых споров Минска и Москвы неоднократно говорил, что страна активно ищет альтернативные источники поставок нефти. Так, 24 декабря он заявил, что при отсутствии договоренностей с РФ Минск может реверсом качать американскую или саудовскую нефть через Польшу по нефтепроводу "Дружба". Ранее он анонсировал планы получать нефть из Азербайджана, но они так и не воплотились в жизнь.

Бейсенбаев подтвердил, что у Белоруссии и Казахстана есть принципиальное согласие по вопросу поставок нефти. Уполномоченные органы обеих сторон проводят внутренние процедуры по подготовке к подписанию межправсоглашения. Но официальный представитель "Транснефти" Игорь Демин заявил РИА "Новости", что ни Белоруссия, ни Казахстан не обращались в компанию с предложением о транзите нефти через РФ.

"Белорусская сторона часто не упоминает, что российскую нефть получает на беспошлинных условиях, то есть российские компании при поставках не платят в бюджет экспортную пошлину. В обычных рыночных условиях этот вид налога перекладывается на покупателя, для которого итоговая стоимость энергоресурса существенно возрастает. Без этой пошлины российская нефть обходится Минску беспрецедентно дешево – настолько, что очень выгодно продавать выработанные из нее нефтепродукты в Европу.

Вариантов, что Минск найдет где-то нефть по цене, сравнимой с российской, стремится к нулю. Стоит напомнить, что и Казахстан, и Белоруссия, и Россия находятся в едином экономическом пространстве Евразийского экономического союза. В рамках этого альянса энергетика пока выведена из общих договоренностей и еще лет пять будет находиться в разделе "изъятия". Поэтому у России пока нет обязанности пропускать нефть по льготным тарифам, что Минску тоже придется учитывать", - подчеркивает эксперт.

Ценовые реалии

Ранее министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев говорил, что поставки в Белоруссию обсуждаются на уровне от 1 до 3,5 миллиона тонн в год. Бейсенбаев добавил, что объемы предполагаемых поставок, а также цены будут определяться при заключении прямых договоров с нефтяными компаниями Казахстана. При этом он отказался назвать возможные сроки заключения соглашения о поставках нефти в Белоруссию. Лукашенко анонсировал переговоры с Москвой "в ближайшее время".

При этом пресс-секретарь министра энергетики РК Нурлыбек Женисбек сообщил: казахстанская сторона может приступить к переговорам о транзите нефти в Белоруссию по системе "Транснефти" только после утверждения объемов поставок с Минском. По его словам, Беларусь заинтересована не в готовых нефтепродуктах, а в сырье для переработки в виде нефти, нафты, газойля. На данный момент речь идет о поставках 3,2 млн тонн нефти и темных нефтепродуктов различными видами транспорта.

"В целом Россия не намерена блокировать казахстанскую нефть на пути в Белоруссию – это вполне реальный проект. Но нужно, чтобы все стороны устраивали условия. Пока соглашения нет, рассуждать особо и не о чем. И если бы все было так просто, то Лукашенко давно бы наладил поставки из Казахстана.

Но мы видим, что он проворачивал маневр по покупке формально венесуэльского сырья, которое де-факто было азербайджанским через своповые операции по украинскому нефтепроводу. Тогда выяснилось, что такая нефть обходится неприемлемо дорого белорусской стороне, и она от этой схемы довольно быстро отказалась. Понятно, что нефть Казахстана не может быть сравнима по цене с российской, и стоит все же подождать, чем окончатся в итоге переговоры Минска с Нур-Султаном и Москвой", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 26.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики