Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Обнуление взаимных претензий с Украиной позволит России достроить обходные газопроводы

Обнуление взаимных претензий с Украиной позволит России достроить обходные газопроводы

Россия и Украина обнулят взаимные претензии по газу 1 января, заявил глава Минэнерго России Александр Новак. Ряд судебных исков украинской стороны против России был совершенно абсурдным, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

При этом, как сообщает Новак, будут сняты все аресты имущества в счет принятых решений по судебным искам. Соглашения России и Украины по газу вступают в силу в первый день 2020 года. По его словам, между «Газпромом», «Нафтогазом» и «Оператором ГТС Украины» будут заключены финальные версии договоров. Ожидается, что в следующем году российская сторона забронирует мощности для транзита в 65 миллиардов кубометров газа.

«Сейчас в соответствии с теми договоренностями, которых удалось достичь, коллеги наши – хозяйствующие субъекты [«Нафтогаз» и «Газпром»] — работают над подписанием конкретных документов», – пояснил он.

 

Украинское правительство также подпишет мировое соглашение с российской компанией и откажется от своих претензий на 7,4 миллиарда долларов. Киеву будут выплачены 2,9 миллиарда долларов в соответствии с решением арбитражного суда в Стокгольме.

Как утверждает Станислав Митрахович, Александр Новак рассказал про обнуление претензий между Россией и Украиной по поводу контракта 2009 года.

«Контракт заканчивает свое существование в 10 часов утра 1 января 2020 года. По нему Украина подала ряд исков и действительно добилась успехов. Россия тоже имела иски к Украине, которые были удовлетворены. Если все иски «Нафтогаза» вместе сложить, то Россия в лице «Газпрома» должна была заплатить Украине 2,6 миллиарда долларов и плюс проценты. В любом случае это была бы неизбежная выплата, потому что было прописано в контракте. Даже если это решение было беспаритетным, то другого выхода не было, так как иначе дела в большом бизнесе не делаются», — объяснил Митрахович в интервью Федеральному агентству новостей.

 

Однако эксперт напомнил, что украинская сторона ранее подавала ряд совершенно абсурдных исков к России, которые не были признаны ни одним судом.

«Украина просила «Газпром» заплатить за ускоренную амортизацию своей ГТС из-за того, что он не будет прокачивать по ней газ. Был совершенно глупый штраф со стороны украинского антимонопольного регулятора, который обвинил «Газпром» в его монопольном положении поставщика газа на Украину. Это был абсурд, потому что «Газпром» не осуществляет прокачку газа по территории Украины. Эту услугу осуществляет украинская компания — дочерняя компания «Нафтогаза», — отметил собеседник ФАН.

 

В ближайшее время должны быть подписаны окончательные варианты соглашений «Нафтогаза» и «Газпрома» по транзиту, говорит Митрахович.

«В этом контракте должна быть прописана либо ставка, либо цена транзита. Если верить украинскому министру Алексею Оржелю, то он обещал, что ставка может вырасти в два раза. Если Россия согласится на рост стоимости транзита, то это значит, что стоимость транзита через Украину будет в три раза больше, чем «Северный поток — 2». К тому же нужно понимать, что газовые контракты подписываются на большие сроки. Если посмотреть стратегически, то пять лет для газового бизнеса — небольшой срок. За это время Россия может достроить все обходные газопроводы. Через пять лет Украина окажется в очень сложной ситуации с точки зрения поддержания какого-либо транзита. Если смотреть на ситуацию стратегически, то у России все нормально», — заключил он.

 

Россия и Украина договорились подписать соглашение сроком на пять лет. Согласно договоренностям, в 2020 году будет забронировано 65 миллиардов кубометров газа для транзита газа, а в 2021-2024 годах — по 40 миллиардов кубов при установлении конкурентного тарифа.

При этом «Газпром» выплатит «Нафтогазу» компенсацию в размере 2,9 миллиарда долларов по уже вынесенным решениям Стокгольмского арбитража. Со стороны Украины должно быть подписано мировое соглашение с российским холдингом о снятии претензий в 7,4 миллиарда долларов.

Источник: ФАН, 27.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики