Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тема недели: транзитные эмоции

Тема недели: транзитные эмоции

Согласно последнему заявлению Лукашенко, Белоруссия хочет добровольно отказаться от транзитных доходов, хотя в инциденте с «Дружбой» предъявляла претензии именно из-за снижения объемов транзита

Информационный фон прошедшей недели во многом определялся новыми американскими санкциями против российских газотранспортных проектов. Масла в огонь подлил и президент Белоруссии Александр Лукашенко, позволив себе ряд эмоциональных заявлений, в том числе о возможности отобрать у России одну или две нитки нефтепровода «Дружба». Примечательно, что сообщил он об этом в интервью весьма экстравагантному для официального Минска средству массовой информации — радио «Эхо Москвы».

«Через Польшу, это самый дешевый маршрут. Я могу взять саудовскую нефть или американскую с рынка в Гданьске и по трубе завезти в Белоруссию реверсом… На первом этапе я забираю одну трубу и реверсом поставляю нефть на НПЗ. Я забираю эту нефть и перерабатываю. Пойдет нормально — я заберу реверсом вторую трубу, у вас останется одна труба. Вы поставляете под 70 млн тонн по этим трубам нефть на премиальный западный рынок. Если я забираю две трубы, скажем, на 60 млн (тонн), у вас останется для прокачки 20 млн тонн, но не 60», — заявил белорусский президент.

Официальная реакция России на данный выпад Лукашенко была весьма сдержанной. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что Белоруссия вольна воспользоваться любыми вариантами поставок нефти, если они выгоднее того, что предлагает Россия. Он также пояснил, что при нынешнем уровне интеграции двух стран речь идет о коммерческих вопросах. «В данном случае речь идет, естественно, о вопросе коммерческом. Безусловно, при нынешнем уровне нашей интеграции нельзя говорить о равных условиях для российских и белорусских потребителей по всем параметрам, нынешний уровень интеграции этого не предусматривает… Со временем и в рамках ЕврАзЭС, и в рамках Союзного государства, после того как интеграционные процессы пойдут дальше, уже возможна имплементация каких-то иных, более продвинутых режимов», — указал Песков. 

Позже глава «Транснефти» Николай Токарев назвал угрозы президента Белоруссии Александра Лукашенко «забрать» две трубы нефтепровода «Дружба» политическими. «Видимо, скорее всего, характер политический всех этих заявлений, потому что по экономике они не проходят», — заявил Токарев.

Стоит отметить, что переговоры России и Белоруссии по вопросам развития Союзного государства и стоимости российского углеводородного сырья идут практически весь 2019 год.

При этом Минск всегда подчеркивал свое несогласие идти на большую интеграцию с Россией, но указывал на свою политическую лояльность Москве. Такая позиция, по мнению белорусских властей, предполагает экономические преференции в виде компенсаций за российский налоговый маневр, а также газ по ценам внутреннего рынка РФ.

20 декабря Лукашенко сообщал, что Минск и Москва концептуально договорились по энергоносителям. Он пояснил, что объемы поставок топлива Белоруссии составят порядка 20 млрд кубометров газа и 24–25 млн тонн нефти. По его словам, точная цена на газ будет определена в ближайшие дни, но в целом останется на уровне текущего года. Стоимость нефти также будет на уровне 2019-го. Ранее Минск неоднократно требовал снизить цену на поставляемый республике российский газ. 19 декабря президент Путин на большой пресс-конференции, напротив, подчеркнул, что Россия не может себе позволить продавать газ Белоруссии по требуемой цене. Таким образом, очевидно, что, несмотря на заявление белорусского лидера о концептуальных договоренностях, переговоры далеки от завершения. И его последние эмоциональные слова о реверсе нефти из польского порта в Гданьске только подтверждают это.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков напомнил, что президент Белоруссии хочет от России распространения действия демпфирующих надбавок для белорусских НПЗ. «Сейчас стоимость нефти для белорусских НПЗ растет, и к 2024 году они будут покупать сырье по мировым ценам. Второй вопрос — это цены на газ. Если до нового года Москва и Минск не подпишут межправительственное соглашение, стоимость голубого топлива для Белоруссии повысится до $150 за тысячу кубометров, в настоящий момент она составляет примерно $130. Лукашенко считает, что цена газа для Белоруссии должна быть как в Смоленской области — $70–80 долларов за тысячу кубометров. Путин же говорил о том, что у России нет возможности сделать цены на газ для Белоруссии такими же, как в Смоленской области, поскольку последняя — российская территория. Это своеобразный намек на то, что приравнивание цены на углеводороды к российскому внутреннему рынку может быть только пакетом в рамках более серьезной интеграции. Белоруссия, в свою очередь, на нее не согласна. По мнению Минска, дальнейшая интеграция может происходить только за счет снижения суверенитета Белоруссии. Россия же, напротив, уверена, что мяч на стороне Белоруссии и они должны что-то предлагать российской стороне», — пояснил эксперт.

Он также считает, что Минск может пойти на покупку нефти из других стран.

«Опыт такой стратегии — „назло бабушке отморожу уши“ — у них есть. В начале 2010-х годов Белоруссия уже покупала венесуэльскую нефть. Она была в два раза дороже российской — более $800.

Россия в то же время продавала за $400. Тогда это сработало. Мы стали продавать им все 18 млн тонн беспошлинно, хотя предлагали только 6 млн, которые идут для внутреннего рынка. Сейчас ситуация похожая. Нефть из России в любом случае будет дешевле, так как не требует дополнительных трат на доставку. К тому же через Польшу 18 млн тонн купить невозможно. Пропускная способность порта Гданьск не позволит это сделать, у них нет лишних объемов. Кроме того, при полном переходе на нефть из другой страны требуется перенастройка НПЗ», — рассказал Юшков.

Он подчеркнул, что если Лукашенко заберет одну или две нитки для реверса, то Белоруссия потеряет транзитные деньги. «После аварии и остановки транзита российской нефти по нефтепроводу „Дружба“ Белоруссия предъявляла претензии именно из-за сокращения объемов транзита. Они очень щепетильно относятся к этим доходам. Согласно последнему предложению Лукашенко, Белоруссия хочет добровольно отказаться от транзитных доходов», — заметил эксперт.

По словам Юшкова, ошибочно считать, что с потерей белорусского нефтяного рынка Россия будет вынуждена сокращать добычу.

«Нефть мы как раз пристроим. Более того, для бюджета РФ потеря белорусского рынка выгодна, поскольку с объемов, поставляемых в Белоруссию, не взимаются таможенные пошлины.

Кроме того, сейчас все больше и больше нефти уходит в восточном направлении. Компании хотят отправлять сырье из Западной Сибири по ВСТО на азиатские рынки, поскольку тогда легкая малосернистая сибирская нефть не смешивается с тяжелой нефтью Поволжья и продается дороже. На западном направлении это смешение идет, за счет этого „Дружба“ уже сейчас недозагружена, и одну нитку нефтепровода можно было бы безболезненно перевести в оставшиеся две. Если буду забирать две нитки, то нефтеналивные порты Новороссийск, Усть-Луга и Приморск большую часть экспорта нефти возьмут на себя», — пояснил эксперт.

Юшков также считает, что ситуация с газом совершенно иная. «По газу мы эти объемы никуда не денем. Если Россия сокращает поставки в Белоруссию, должна будет сократиться и российская добыча», — указал эксперт. Он напомнил, что ГТС Белоруссии полностью принадлежит «Газпрому», поэтому им сложнее будет обосновывать какие-либо заградительные меры для этого газопровода, альтернативным газом заполнить трубу будет нельзя. «Минск может сократить закупки российского газа, но не из-за спора о цене, а по причине запуска АЭС. Два блока станции способны уменьшить потребление газа республикой на 6 млрд кубов», — рассказал аналитик.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач также подтвердил, что транзиту газа по газопроводу Ямал — Европа, проходящему по территории Белоруссии, ничего не угрожает, если только Минск не предпримет каких-то действий, выходящих далеко за пределы правового поля и здравого смысла.

Финансовый аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Дейнека напомнил, что теоретически Белоруссия могла бы забрать часть ниток нефтепровода «Дружба».

«Юридически нефтепровод „Дружба“ принадлежит Белоруссии.

С технической точки зрения реализация реверсных поставок из Польши потребует соответствующей доработки станций. Другое дело, что на практике экономическая целесообразность таких изменений для самой Белоруссии, мягко говоря, совсем не очевидна: любые альтернативные поставки обойдутся Минску дороже российских», — заметил аналитик в комментарии для «НиК».

Он отметил, что апрельский инцидент с приостановкой «Дружбы» из-за загрязнения нефти показал, что у РФ существуют возможности достаточно оперативно перенаправлять транзитный поток на порты в Ленинградской области. «Речь идет примерно о 20% сырья, которое прокачивается по системе „Транснефти“. В этой связи гипотетическая ситуация с организацией Минском обратного реверса вряд ли может стать для российского экспорта критическим вызовом», — подчеркнул Дейнека.

Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов указал на то, что переговоры России с Белоруссией идут достаточно часто. «Существует распространенная практика весьма эмоциональных публичных заявлений Александра Лукашенко на различные темы российско-белорусского сотрудничества, особенно в сфере энергетики. На мой взгляд, маловероятно, что Белоруссия всерьез может угрожать полным или частичным перекрытием экспорта российской нефти. Это просто переговорная позиция. Она показывает, что те условия, на которых сейчас осуществляется транзит российской нефти, вкупе с другими энергетическими вопросами не совсем устраивают белорусскую сторону. В частности, помимо вопросов по условиям поставок российской нефти на белорусские НПЗ, тяжело идут переговоры по формированию единого рынка газа и нефтепродуктов между странами Евразийского экономического союза, в том числе из-за позиции Белоруссии», — пояснил эксперт в интервью «НиК».

По его словам, в данном случае эти яркие заявления белорусского лидера направлены на то, чтобы подготовить общественную почву для его переговорной позиции с российским руководством.

«Заявления Лукашенко — это некая подготовка его переговорной позиции в публичном пространстве перед ближайшей встречей президентов России и Белоруссии, которая наверняка состоится, скорее всего, в начале следующего года», — предположил Громов.

Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев считает, что заявления Александра Лукашенко о возможном перекрытии одой или двух ниток «Дружбы» для российского экспорта свидетельствуют об определенной экономической неадекватности президента Белоруссии. «Альтернативы российской нефти для Белоруссии нет. Однако Лукашенко считает, что он так торгуется. Подобные заявления он себе позволял много раз, он и перекрывал нефтяной экспорт. Тем не менее все закончится, как обычно, миром и дружбой, но осадок, конечно, останется», — заявил аналитик в интервью «НиК».

Вместе с тем напомним, что политическую подготовку своей переговорной позиции Александр Лукашенко ведет очень активно.

Например, на днях он весьма эмоционально описал все ужасы возможных столкновений России с НАТО из-за Белоруссии.

При этом белорусские СМИ отмечают, что на руку Лукашенко играют и протесты белорусской оппозиции против интеграции с Россией. В частности, они сообщают, что за последние две недели в Минске прошло четыре таких акции и ни одна из них не закончилась жесткими разгонами и задержаниями.

В то же время опыт бывшего президента Украины Виктора Януковича отчетливо показывает, что заигрывание с оппозицией и Западом может быть весьма губительным. Итогом его правления стал майдан, который в первую очередь коснулся самого Януковича. Теперь уже почти никто и не вспомнит, что изначально главные разногласия в позициях Москвы и Киева касались газовых вопросов. И именно для их решения Янукович посчитал правильным сделать ставку на западных партнеров. Александр Лукашенко, скорее всего, прекрасно понимает, что даже при общей русофобии западной элиты ему не стоит разжигать оппозиционные настроения в стране, так как в случае экспорта технологий майдана на белорусскую территорию он первым потеряет свой пост и, если не успеет спрятаться в России, его ждет незавидная участь.

Автор: Екатерина Вадимова

Источник: OilCapital.ru, 27.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики