Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Гривач назвал демонополизацию «Газпрома» запасным вариантом Минэнерго по экспорту газа

Гривач назвал демонополизацию «Газпрома» запасным вариантом Минэнерго по экспорту газа

Лишение "Газпрома" монополии может стать запасным вариантом Министерства энергетики для увеличения экспортных объемов российского газа, рассказал ФБА "Экономика сегодня" заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Лишать или не лишать

«Газпром» могут лишить прав монополиста ради внедрения независимых организаций на европейский рынок газа. Эксклюзивное право за корпорацией закреплено в законе 13 лет назад. В течение этих лет независимые производители «Роснефть» и «Новатэк», которые по очереди пишут письма президенту и правительству, пытаются добиться, чтобы им тоже разрешили продавать газ за рубеж.

При этом «Газпром» теоретически не исключает и разделения компании, и допуска к экспорту трубопроводного газа независимых производителей. Еврокомиссия, в свою очередь, предлагала ранее актуализировать действие третьего энергопакета на «Северный поток-2», согласно которому оператором газопровода должна быть независимая от поставщика компания, а доступ к нему могут иметь все поставщики. На фоне такого развития событий газовая «реформа» выглядит актуальной. Однако Алексей Гривач сомневается в том, что ситуация будет развиваться в таком направлении.

«Это маловероятный сценарий в настоящее время. Разговоры о внедрении новых организаций на рынок ведутся около тридцати лет, однако сложно представить более неподходящий момент, чем сейчас», – уверен эксперт.

Документ, опубликованный на сайте Минэнерго Российской Федерации, говорит о том, что «проект Стратегии по развитию энергетики в России до 2035 года предполагает сохранение монополии на экспорт трубопроводного российского газа, но нет уверенности в том, что эксклюзивное право компании в будущем не будет отменено, либо наш бизнес или операционная деятельность не будут реорганизованы каким-либо другим образом». В мире в настоящее время обостряется борьба за внешние рынки сбыта ресурсов, а это значит, что воплощение подобного сценария в реальность создаст дополнительные проблемы основному экспортеру в лице «Газпрома».

«Ведь при этом российская транснациональная энергетическая компания не получит ничего, что также несправедливо. Упоминание о возможном лишении «Газпрома» монополии встречается в документе, над которым Министерство энергетики Российской Федерации бьется несколько лет. До сих пор нет окончательного варианта, способного устроить всех игроков рынка и власть», – рассказал Гривач.

"Газпромом" единым

Формулировка энергетической стратегии, считает эксперт, очень обтекаемая и не может свидетельствовать о точном решении «подвинуть» «Газпром». Возможно, в далеком будущем такие прогнозы реализуются, но не сейчас.

«Газпром» помимо экспорта газа на европейский рынок занимается газификацией регионов. Поскольку внутренние цены на газ регулирует правительство, и они значительно ниже экспортных, то прибыль от внешних поставок в том числе идет на строительство региональных сетей. Если «Газпром» останется без доли экспортных доходов, то он сможет изменить инвестиционную программу. К слову, компания-монополист вкладывается и в строительство экспортных труб, рассчитывая воплощение подобных проектов на десятилетия вперед. Значит, если разрешить независимым поставщикам экспортировать, то они должны будут вкладываться в возведение трубопроводов – это большие расходы, на которые согласиться не каждая компания.

Не стоит забывать и о том, что упоминание возможности о допуске к экспорту газа по трубе независимых компаний вызвано давлением западной стороны.

«На Россию сильно давят западные партнеры, которые при этом вводят различные санкции. И принятие подобного решения о судьбе «Газпрома» под таким давлением означало бы для российского государства потерю лица. То есть, так глава Российской Федерации показал бы, что Запад имеет влияние на внутрироссийскую политику», – уверен Алексей Гривач.

Теоретически вопрос о сдвиге монополиста рассматривался не один раз, однако к практике за все это время власти перейти не решились. Означает это лишь одно – российская транснациональная энергетическая компания останется при своих правах.

«Подобные реформы не в интересах Российской Федерации как экспортера газа. Лишение «Газпрома» монополии создаст дополнительные риски при наполнении государственной казны. Это может стать запасным вариантом для наращивания объемов экспортного газа, который, скорее всего, использован не будет», – объяснил Алексей Гривач.

Даже сейчас, добавляет эксперт, об этом говорит либерализация экспорта сжиженного природного газа, проведенная ранее. Несмотря на то, что сторонники программы настаивали на отсутствии рисков и негативных последствий, практически весь газ, произведенный «Ямал СПГ», при поставке на европейские рынки оказал давление на цены и усилил конкуренцию. В результате бюджет Российской Федерации понес потери – ведь указанный сжиженный природный газ не облагается ни налогами, ни экспортными пошлинами.

«Поэтому сложно говорить о том, что, скорее всего, не сбудется. Можно обсуждать, конечно. Но те действия, которые были выполнены в 2012 году для запуска проекта «Ямал СПГ», уже показывают, что может произойти. Лишение «Газпрома» монополии приведет к взаимной конкуренции и «объеданию» доли рынка, потери бюджетных поступлений. Принимать подобное решение в такой ситуации невозможно. И сейчас никаких совещаний на эту тему не проходило, поручений никому не давалось», – объяснил Алексей Гривач.

Допустить развитие подобного сценария, считает эксперт, было бы возможно лишь при положительных показателях эксперимента с проектом «Ямал СПГ».

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 28.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики